- В 1995 году я купил здесь квартиру, которая тогда была в идеальном состоянии, - рассказал корреспонденту "РГ" 67-летний Владимир Аверин. - Но с тех пор в доме не было никакого ремонта, его состояние ухудшалось с каждым годом. Доски трухлявые, в стенах трещины, двери нормально не открываются - дом, как говорится, гуляет. Летом из-за сырости приходится включать газовое отопление. А зимой даже при небольшом морозе приходится еще топить печку, потому что тепло выдувает в щели. Я инвалид, у меня двое внучек трех и четырех лет. На втором этаже живет молодая семья с тремя детьми, младшему из которых четыре года. Как думаете, легко нам в таких условиях?
Кристина Андреева живет в доме на Воскова с 2000 года. Ее квартира тоже расположена на втором этаже, где нет водоснабжения. Она обращалась к главному инженеру города с просьбой провести воду.
- Мне ответили, что такая возможность не была предусмотрена при строительстве дома. Но его строили в 1917 году и явно не рассчитывали, что через сто лет в нем будет кто-то жить. В итоге на дворе двадцать первый век, а у нас из удобств только газ. Воду берем из колонки, туалет на улице, - сетует Кристина.
В 2018 году в доме планировалось провести капитальный ремонт, который так и не начался. С текущим ремонтом управляющая компания тоже не спешила, хотя ей прекрасно известно о состоянии дома: каждый месяц приходит техник и зачем-то его фотографирует.
С 2017-го жильцы неоднократно просили администрацию Гатчинского района признать их дом аварийным. Но лишь в апреле 2023 года двухэтажка на Воскова получила такой статус. Людям предложили переселиться в маневренный фонд, однако они отказались: "Это такой же барак - какой смысл менять шило на мыло?"
В администрации Гатчинского района в ответ на запросы журналистов ответили, что дом 46 по улице Воскова планируют расселить до конца 2030 года. Если будет возможность, то расселят раньше. Ситуацию осложняет тот факт, что всего в районе насчитывается около 250 подобных строений.
Тем временем расследование уголовного дела о халатности набирает обороты. Как сообщил региональный СК, ремонтные или восстановительные работы районная администрация не проводила, меры по расселению граждан из дома, который не предназначен для проживания, не принимала. Следствие полагает, что ненадлежащее исполнение должностных обязанностей привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан.
- Дело возбуждено по факту, обвинение еще не предъявлено, - уточнила старший помощник руководителя СУ СКР по Ленобласти Мария Добрынина.
Примечательно, что к приходу следователей в доме спешно вставили стекла в окна парадных и чердака. А вскоре закипели и другие работы: мастера приколачивают отвисшие доски и буквально латают дыры.
- Наверное, это для того, чтобы представить дом пригодным для проживания, - полагают жильцы. - Но всерьез ремонтировать здесь уже нечего - разве только разбирать все по досочкам и собирать заново.
Если в ближайшее время ничего не изменится, семьи, живущие на Воскова, 46, планируют обратиться в суд.
Дом в Гатчине, судя по всему, становится опасным для своих жильцов. Особенно тревожит крыша: по признанию специалистов, ей уже не на чем держаться и зимой она может не вынести тяжести снега.
Проблема ветхого жилья актуальна не только для столицы Ленобласти, но и для других городов Северо-Запада. Так, в Сыктывкаре в половине из 12 квартир аварийного дома на улице Зои Космодемьянской, 30 остаются семьи с детьми. После подачи отопления одну из квартир залило, поскольку в нежилых помещениях уже срезали трубы. Электричество выключилось. Люди сутки сидели без света, ходили за кипятком в соседний дом. По их словам, вызванные электрики говорили им в сердцах: "Да когда уже вас расселят!"