Рассказывая о путешествиях, Николай приводит примеры - как встретили папуасы его предка и его самого.
У Маклая-старшего был револьвер, но он принял решение не брать с собой оружие. Ведь его целью было не продемонстрировать силу, а наладить контакт. И вот он направился в деревню, вышел на опушку - и на него направили лук и стрелы. Тогда исследователь принял неординарное решение - расстелил циновку, снял обувь и лег спать. "Вот это да", - наверняка подумали папуасы. А когда он проснулся - его уже окружили, рассматривали одежду и обувь, и - перестали бояться незнакомца. Хотя впервые видели белого человека, к тому же одетого. Им-то одежда при жарком климате была не нужна.
Когда в 2017 году Маклай-младший впервые приехал в Папуа - Новую Гвинею, местные устроили для него пантомиму, разыграв несколько сцен, которые произошли с его предком более 150 лет назад.
- На меня тоже направили стрелу. Смотрю: лук - настоящий, посмотрел - на конце стрелы орех. Подумал: если случайно орех сорвется - стрела покалечит, не убьет. Но вида не подал. Далее мне сами папуасы подсказали, что делать. Нужно было взять соль - как признак цивилизации - и подходить с солью. Подошел, протянул им руку, - вспоминает Маклай-младший.
Выяснилось, что папуасы, не имевшие письменности, смогли сохранить в памяти и передать из поколения в поколение сведения о Маклае-старшем, причем в подробностях. Сохраненное Маклай-младший в свою очередь сравнивал с подробнейшими записями, оставленными предком. Совпадает!
Кстати, дневники Маклая-старшего, изданные в семи томах, потомок подарил Валаамской библиотеке - чтобы каждый мог почитать. Они настолько увлекательно написаны, что в советское время в библиотеках стояли на полках "Путешествия", а не "Наука".
Маклай-младший рассказал и о том, как папуасы встречали его уже с российским флагом - выстроившись в ряд, хотя гимн при этом спели местный. Своими поездками он подтвердил добрые намерения россиян в отношении Папуа - Новой Гвинеи, а на встрече с премьер-министром страны Джеймсом Марапе обсудил возможности экономического сотрудничества и туризма.
Отвечая на вопросы участников встречи, Николай опроверг мифы о сохранившемся каннибализме местного населения и о том, что жизни иностранцев существует угроза. Правда, если путешественники захотят посетить селения - нужно предварительно договориться с их представителями.
Интересно, что сохранив очень многое из традиционных обычаев, папуасы активно откликаются на новинки, предложенные цивилизацией. Современный папуас может знать несколько языков (обучение идет на английском) и даже учиться в университете. Причем сейчас уже 56 процентов студентов - представительницы прекрасного пола.
Со временем изменились и верования. Сейчас в стране много христиан, есть среди них и православные.
Маклай-младший уже выбран старейшиной одного из кланов Папуа - Новой Гвинеи и получил титул Тамо Боро. Его предок был мудрейшим из старейшин - Тамо Боро Боро. Но, как говорится, все впереди. Николай Миклухо-Маклай надеется, что местное население начнет создавать при школах краеведческие музеи. Чтобы хранить память об обычаях предков. А "клан Миклухо-Маклаев" поможет им своими исследованиями.
На вопрос, что еще поразило в поездках, Миклухо-Маклай отвечает так:
- Сыроежки и земляника. Это на озере Кутубу, где относительно прохладно. Очень понравился процесс изготовления каноэ. Идут в дремучий тропический лес, выбирают дерево, валят. Далее кто-то один остается в лесу и монотонно, день за днем, выдалбливает из дерева лодку. Ему из деревни каждый день носят еду и питье. Когда лодка выдолблена, под нее подкладывают листья и тащат через лес до озера.
Интересные факты
Не все знают, что и родной брат знаменитого этнографа - Михаил Миклухо-Маклай также посетил северную обитель и после поездки написал научный труд "Геологический очерк Олонецкого уезда и островов Ладожского озера, расположенных вокруг Валаама".
Что касается "Российской газеты", то в ней были опубликованы интервью с Миклухо-Маклаем-младшим, причем взятые по телефону непосредственно во время нахождения его в Папуа - Новой Гвинее и Австралии. Как выяснилось, он никогда не был в Валаамской обители, и эта поездка стала первой.
- Мой знаменитый предок и тезка не оставил записей о своей поездке сюда. Это было очень личное. Я же здесь впервые, и уже ощутил на себе, сколько сил и энергии может дать Валаам и насколько они пригодятся для будущих экспедиций, - сказал Николай Николаевич.