Интересные формы такой внеурочной работы реализуют в Законодательном собрании Ямала. На этой неделе, 26 сентября, урок финансовой грамотности для салехардских школьников провел вице-спикер ямальского парламента Виктор Казарин. В мероприятии также принимали участие специалисты Сбербанка России, Банка ВТБ (ПАО) и представители окружного департамента финансов. Ученики 10-11 классов познакомились с основными бюджетными терминами, узнали о принципах управления семейным и государственным бюджетом, разобрались в том, как финансовые рынки влияют на развитие экономики.
Виктор Казарин просто и понятно объяснил старшеклассникам, как формируется окружной бюджет, почему бюджет называют социально ориентированным, или народным. Для подростков стало открытием, что 80 процентов ямальского бюджета направляется на социальное обеспечение - заработную плату бюджетников, в том числе учителей, врачей, воспитателей, на социальные выплаты льготным категориям граждан - пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, а также на строительство жилья, объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта и многое другое. При этом ежегодно перед финансистами и депутатами стоит задача - сохранить баланс между доходами и расходами, определить приоритетные задачи, максимально эффективно потратить каждый бюджетный рубль.
"Правильное отношение к деньгам - основа жизненной философии грамотного человека. Финансовая грамотность формирует в обществе в целом понимание того, как работают государственные финансы, а у граждан - ответственность за свое материальное благополучие в настоящем и будущем", - считает Виктор Казарин.
Уроки финансовой грамотности для школьников - не первый опыт работы ямальских парламентариев в этом направлении. Весной нынешнего года Заксобрание выступило организатором интернет-викторины в области финансов, участниками которой стали более 2500 ямальцев в возрасте от 14 до 35 лет. По мнению Виктора Казарина, знание основ финансовой грамотности актуально для всех возрастных групп. Так, по данным "Национального агентства финансовых исследований", 80 процентов населения испытывают стресс из-за денег, 70 процентов не знают, как тратят ресурсы, а 60 процентов не готовы к экстренным ситуациям, так как не имеют финансового резерва. И формировать такую грамотность надо со школьной скамьи. Напомним, что с начала предыдущего учебного года преподавание основ финансовой грамотности стало обязательным в 1-9 классах. Оно ведется на уроках математики, информатики, окружающего мира, обществознания и географии.
В конце урока по финансовой грамотности, проведенного в стенах Заксобрания Ямала, лекторы ответили на вопросы старшеклассников, в том числе о том, как правильно формировать накопления, как использовать знания по финансовой грамотности в своей карьере. Приобретенные знания и навыки помогут молодым людям безопасно и взвешенно принимать решения в отношении личных средств, уметь пользоваться финансовыми продуктами и услугами и в целом ориентироваться в мире финансов, понимать принципы бюджетного регулирования.