27.09.2023 12:12
Поделиться

В Госдуме объяснили эффект от введения новой маркировки растительных масел и кормов

Минпромторг готовит маркировку растительных масел и кормов для животных. Как это скажется на ценах и качестве товаров, рассказали депутаты и эксперты в комментариях "РГ".
Виталий Тимкив/ РИА Новости

Ранее сообщалось, что Минпромторг РФ предложил провести в России с 1 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года эксперимент по маркировке пищевых растительных масел в потребительской упаковке.

С 1 декабря 2023 года по 1 ноября 2024 года предлагается также провести эксперимент по маркировке кормов для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных).

Депутат Госдумы (фракция "Единая Россия"), член комитета по бюджету и налогам Никита Чаплин отметил, что после ухода с российского рынка ряда иностранных производителей даже локально известные отечественные марки заметно подняли цены - на 20-30%, а марки премиального статуса - на 80%. "Однако по оценке ветеринаров, от дорогой и некачественной продукции за последний год пострадали сотни домашних животных, - обрисовал он проблему. - В 2022 году Россельхознадзор обнаружил 666 случаев несоответствия кормов для домашних животных показателям качества и безопасности".

Он подчеркнул, что главная задача - оценить качество продукции, соответственно, произвести маркировку надежных производителей. Зачастую в кормах находят антибиотики и бактерии, которые наносят непоправимый вред здоровью питомцев, а иногда приводят к самым плачевным исходам, объяснил Чаплин. Депутат назвал целесообразным маркировать всю продукцию для животных, а не только для домашних питомцев. "Были зафиксированы случаи, например, в Омской области, когда у фермеров умирало целое стадо свиней, так как корм и биодобавки оказались заражены. Мы должны быть уверены в качестве продукции для животных",- заключил Чаплин.

Предложения также прокомментировал управляющий партнер компании "Илюмжинов, Русяев и партнеры", юрист Илья Русяев. Он отметил, что это поможет контролировать качество и безопасность продуктов, отслеживать их происхождение, но с другой стороны, производители сетуют на дополнительные расходы, которые лягут на плечи потребителей. Ведь нужно модернизировать оборудование, чтобы наносить коды, наладить электронный документооборот. "По некоторым оценкам, затраты могут составить 1-2% от себестоимости продукции. Это может привести к росту цен для конечного покупателя", - заявил Русяев.

Однако в долгосрочной перспективе система призвана оздоровить рынок, считает он. "Сейчас в свободной продаже нередко оказывается фальсифицированная и контрафактная продукция. Маркировка позволит вытеснить ее, ведь любой покупатель сможет удостовериться в подлинности товара по коду", - подчеркнул эксперт.

Что касается дальнейшего расширения маркировки, то эксперты предлагают сосредоточиться на продуктах питания, где высоки риски фальсификации: мука, крупы, масло, соки. А также на товарах для детей, в частности на игрушках, которые обязательно должны отвечать требованиям безопасности и качества.