Первый зал выставки, биографический, поделен ее художником Марией Утробиной в усадебном духе: Пушкин и Тютчевы-Аксаковы отделены друг от друга невысокими классическими оградами, а раздел, касающийся литературной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, украшен тонкими колоннами. И тут нам напоминают о том, что свою речь на открытии в 1880 году памятника Пушкину Аксаков начал со стихов Тютчева, что замечательный писатель Сергей Аксаков, отец героя выставки, в 1827 г. как цензор подписывал разрешения на выпуск "Стансов" и глав "Евгения Онегина", а Анна Тютчева, фрейлина Императорского двора и дочь поэта, стала в 1866 г. женой Аксакова. Вот и Владимирская икона Божией Матери, которой Тютчев благословлял ее на брак.
На выставках в ГМИРЛИ экспонаты всегда "те самые", а не просто "того времени". "Нам не дано предугадать..." умножает эффект на 11 - по количеству литературных музеев, архивов, научных центров и галерей России, предоставивших экспонаты для проекта, который проходит под эгидой Ассоциации литературных музеев.
Тут есть портфель издателя газеты "Русь" Ивана Аксакова (Музей-заповедник "Абрамцево"). Лента Ордена Станислава с плеча Федора Тютчева (Музей-усадьба "Мураново"), колокольчик со стола Пушкина и урна с локоном его волос (Всероссийский музей А.С. Пушкина). А еще оригиналы писем, редчайшие портреты...
С такими раритетами на руках кураторы могут не ограничиваться биографическими пересечениями, а глубоко исследовать темы. Например, тему "Поэзия и служба", важнейшую в биографиях героев выставки.
Все трое пытаются разделить эти две ипостаси. Пушкин всю жизнь отстаивает независимость профессии литератора, чин камер-юнкера его тяготит. "Завтра опять надобно во дворец. А у меня еще нет нового мундира... Царь рассердится - а что мне делать?" Цитату из дневника комментирует живопись по дереву 1830 года "Николай I в маскараде" и визитная туфелька Натальи Гончаровой.
Тютчев делает карьеру до тайного советника (вот нагрудный знак "За XV лет службы", а потом были и за 20, и за 25...), одновременно становясь поэтом - и не воспринимая себя, однако, таковым. В первой части выставки есть цитата из очерка Аксакова о том, что Тютчев писал стихи "невольно", "не писал, а только записывал". Записывал на клочках, потом комкал и кидал в урну. Супруга их доставала, разглаживала и отправляла в редакцию.
Иван Аксаков был чиновником генетически порядочным. В годы губернаторства его брата Григория, строившего больницы, храмы, театры и общественные сады, в Уфимской губернии сложилась поговорка "честен, как Аксаков". Сам Иван Аксаков - юрист, чиновник по особым поручениям. Работает по 16 часов в сутки, отдыхает, сочиняя стихи, мистерии и поэмы (в том числе и за вот этой конторкой, приехавшей на выставку из Муранова). Весть об одной из них, "Бродяга", предвосхитившей "Кому на Руси жить хорошо", доходит до губернатора - и Аксаков уходит в отставку, к издательским делам, занимается газетами "День", "Русь", "Москва".
В разделе, посвященном единодушному отклику героев выставки на "горячую" в России XIX века славянскую тему - "Песни южных славян" Пушкина, сборник "Братьям славянам" со стихами Аксакова, Тютчева и Хомякова, статьи Тютчева "Россия и Запад", "Россия и Германия". В них дипломат-поэт предвидел: стране предстоит схватка с целой Европой...
В последней части выставки заканчивается всякая политика и остаются одни стихи. Мария Утробина придумала отправить зрителя в поэтический лес, ты бродишь между спускающимися с потолка прозрачными панелями и читаешь - "Прощай, свободная стихия...", "Гонимы вешними лучами...", "Люблю я зимний, красный день..." В конце концов, эта поэзия - и Пушкин, и Тютчев, и Аксаков - нас незаметно обволакивает... и сопровождает всю жизнь. По ним сверяем мы свои часы, пытаясь вновь и вновь предугадать: что завтра ждет всех нас.
Выставка "Нам не дано предугадать..." будет открыта в Доме Любощинских - Вернадских (Зубовский бульвар, 15) до 18 февраля будущего года. Посетить ее можно в любой день недели, кроме понедельника.