По данным Росстата, в третьем квартале 2023 года численность населения с доходами ниже границы бедности составила 19,6 млн человек, или 13,5 процента жителей страны. Это на 0,8 процентных пункта меньше, чем в первом квартале 2022 года. Напомним, в России действуют новые правила, по которым рассчитывается "граница бедности". Показатель введен для статистики, с его помощью можно точнее отслеживать изменение количества бедных. При расчете показателя "уровень бедности" вместо прожиточного минимума, который сейчас устанавливается в зависимости от медианного дохода, теперь используется новый показатель - "граница бедности".
В Росстате считают, что снижению уровня бедности способствовала реализация государственных адресных социальных программ для наиболее уязвимых групп населения, а также рост зарплат, пенсий и иных видов доходов. В частности, средняя зарплата в первом квартале номинально выросла на 10,7 процента, до 66,7 тыс. руб., ее реальный рост составил 1,9 процента. Кроме того, с 1 января введено единое пособие на детей и беременных (его теперь получают 7 млн детей и 230 тыс. женщин), были проиндексированы МРОТ, прожиточный минимум и страховые пенсии.
Заметно повлияли на снижение бедности и соцконтракты. В 2021-2022 годах ими оказались охвачены 1,8 млн человек. Таковы данные Счетной палаты. По оценке аудиторов, соцконтракт стал эффективным инструментом в борьбе с бедностью. Доказательства тому содержатся в докладе "Анализ результативности оказания в 2021 и 2022 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения снижения уровня бедности". Как следует из доклада, наибольшее количество контрактов (220 тыс., или 39 процентов) заключались для помощи в поиске работы. Через три месяца 89 процентов соискателей продолжали работать, причем 60 процентов - на том же месте. За два года после заключения соцконтракта доходы повысились в среднем у 66 процентов малоимущих граждан, а у 28 процентов среднедушевые доходы семьи превысили размер прожиточного минимума в регионе. Вторым по востребованности стал соцконтракт на открытие бизнеса (156 тыс., или 28 процентов). На третьем месте - соцконтракты для выхода из тяжелой жизненной ситуации (125 тыс., или 22 процента). Всего же, по подсчетам аудиторов, за два года региональные власти заключили с малоимущими россиянами более 558 тыс. соцконтрактов (в среднем 55,5 тыс. руб. по одному соглашению). В тех регионах, где активно практиковался соцконтракт, уровень бедности снизился ниже федерального.
В целом же, по данным Росстата, уровень бедности в России снизился до 10,5 процента, обновив исторический минимум для всего постсоветского периода. Наибольшая доля в структуре доходов населения пришлась на зарплату (снизилась с 57,3 процента в 2021-м до 57,2). Доля социальных выплат выросла с 20,6 процента до 20,7, доходов от предпринимательской деятельности - с 5,5 процента до 6,2. Основными причинами сокращения количества бедных людей эксперты считают расширение мер поддержки детей в малоимущих семьях и рекордно низкий уровень безработицы.
Основная часть российской бедности - это семьи с детьми. Классическая семья бедных - это неполная семья с невысоким доходом, в которой двое-трое детей. Пенсионер же по определению не может считаться бедным, потому что пенсия всегда выше, чем прожиточный минимум. Таким образом, люди бедные - это, как правило, люди работающие. Работающие за деньги, близкие к МРОТ, и у которых в семье несколько человек.
Однако почти каждая российская семья имеет некий теневой доход, который не находится в поле зрения государства. Значит, можно предположить, что в реальности наши граждане живут чуть лучше, чем это явствует из официальной статистики. У малообеспеченных есть, например, натуральные поступления. Очень многие ведут сельское хозяйство, имеют огороды. То, что люди выращивают сами, - это не более 15-20 процентов от общего уровня дохода. Кроме того, есть подработки всякого рода, которые не фиксируются в зарплате и не оформляются официально.
В России все настойчивей разговоры о возвращении к прогрессивному налогообложению как возможному способу преодоления массовой бедности. "Этот способ не будет эффективен, - говорит директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. - Практика показывает, что введение прогрессивной шкалы налогообложения тут же порождает массу способов ухода от налогов. Народ просто начнет прятать деньги. Введение прогрессивной шкалы приведет к снижению сбора налогов, и, в том числе, средств на борьбу с бедностью будет меньше, чем есть сейчас".
В рациональную картина мира среднестатистического россиянина вполне укладывается и невысокий уровень доходов, и скромные материальные запросы. Но каковы бы ни были эти доходы и эти запросы, 78 процентов российских граждан не считают себя бедными людьми.