28.09.2023 05:44
Поделиться

Севморпуть прирастет инфраструктурой на арктическом побережье

Россия разработала план развития Северного морского пути (СМП). Его инфраструктуру на побережье составят железная дорога, аварийный флот, станции МЧС, хранилища топлива, вышки сотовой связи - все, что может обеспечить безопасное и надежное прохождение судов.
Северный морской путь при условии создания соответствующей инфраструктуры может стать альтернативой Восточному полигону железных дорог
Северный морской путь при условии создания соответствующей инфраструктуры может стать альтернативой Восточному полигону железных дорог / РИА Новости/Владимир Астапкович

За последние 25 лет ледяной покров в Арктике сократился в три раза. Суда ледового класса начинают навигацию по СМП уже в феврале - марте. Трасса востребована не только российскими, но и иностранными перевозчиками, ведь по воде Европу и Азию связывают только два пути: через Суэцкий канал и по северным морям. По словам вице-премьера - полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, Суэцкий канал менее надежен из-за узкой проходимости. Словом, необходимо экономико-географическое движение вверх на российский Север.

- Все инфраструктурные недостатки в Арктике собраны в план развития Северного морского пути, и мы их планомерно шаг за шагом будем превращать в преимущества. СМП в любом случае станет тем, чем он сейчас является, - мировым глобальным транспортным коридором, - уверен Юрий Трутнев.

К 2024 году грузопоток по СМП должен составить 80 миллионов тонн, к 2030-му - 150. И вообще, несмотря на снижение международного транзита (который в текущем году все-таки наполовину восстановился), наблюдается рост грузопотока, ежегодный и устойчивый. В прошлому году по Севморпути перевезено 34 миллиона тонн груза, а в 2014-м было только четыре миллиона. По сути, СМП сформирует альтернативу Восточному полигону железных дорог, в который входят Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная железные дороги.

Для дальнейшего развития морской навигации в Арктике нужно точно знать объем предполагаемого грузопотока на десятилетие вперед и под него строить флот, в том числе вспомогательный, говорилось на сессии ВЭФ-2023 "Мировой транспортный северный путь". Грузопотока не только с востока на запад, но и с запада на восток, отметил спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Стоит задача создать портовый и аварийно-спасательный флот, которые пока напрочь отсутствуют в Арктике. Сейчас в процессе постройки находятся 50 судов, включая вспомогательные, 78 - в планах до 2035 года.

- Большую роль в этом производстве сыграет судостроительная верфь "Звезда", - считает заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. - Она может построить почти все типы судов.

Несколько недель назад на верфи спущен первый в мире газовоз, который действует на газомоторном топливе, он создан по заказу "Совкомфлота". Ранее предприятие построило аналогично работающий танкер.

Пока в Арктике нет и сотовой связи. Нужны также климатические мониторинговые станции.

- Минприроды должно создать реестр экологических требований, в том числе и для иностранных судов, которые теоретически имеют право идти по СМП. Эти правила должны быть драконовские, и мнение иностранных партнеров нас интересовать не должно, - считает Сергей Иванов.

Для дальнейшего развития морской навигации в Арктике нужно точно знать объем предполагаемого грузопотока на десятилетие вперед и под него строить флот

На перевозках по Северному морскому пути завязаны и существующие портовые мощности в близрасположенных городах. Так, в соответствии с планом развития СМП Дальневосточное пароходство (FESCO) осуществляет стратегический проект по созданию Восточного транспортно-логистического узла на базе Владивостокского морского торгового порта. Там будет построен причал глубиной до 16 метров, где станет базироваться ледокольный флот.

- Но есть некоторые сложности с судоремонтом. И сейчас на базе того же владивостокского порта будем ставить плавучий док, в котором намерены ремонтировать и собственные суда, и привлеченные. Это, думаю, актуально и для партнеров, работающих на Севморпути, - говорит Аркадий Коростелев, председатель правления FESCO.

Северный морской путь простирается на западе до Мурманска, порта Лавна, в который, как ожидается, уже в декабре откроется рабочее движение по железной дороге - еще одной составляющей инфраструктуры СМП.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

- В будущем году мы начнем выполнять задачу по увеличению объема перевалки грузов, и базовый объем в 18 миллионов тонн у нас появится в 2025 году. К 2030-му ожидаем грузооборот в порту Лавна до 34 миллионов тонн. Плюс развитие строительства судов арктического класса. И это будет наш вклад в инфраструктуру, - говорит генеральный директор АО "Государственная транспортная лизинговая компания" Евгений Дитрих.

Он также заявил, что Севморпуть должен стать полигоном для беспилотной авиации, например, в интересах специалистов по картографии и геодезии. Дроны помогут отслеживать ледовую обстановку и вести экологический мониторинг, передавать какие-то материалы с берега на судно. Ну а грузовые беспилотники можно использовать для доставки грузов с судов на арктический берег.

На территории и в акватории Арктического региона расположено несколько тысяч потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. За последние пять лет в регионе произошло 42 ЧС, которые повлекли значительные социальные и экономические последствия. Здесь необходима инфраструктура министерства по ЧС, и ведомство ведет работу по созданию в Арктике нескольких аварийно-спасательных комплексов.

- Первый - в Сабетте (ЯНАО), месте расположения порта и завода по производству сжиженного природного газа, второй - в Диксоне Красноярского края, третий - в якутском Тикси, четвертый - в Певеке на Чукотке. Это позволит эффективно мониторить оперативную обстановку и повысит уровень безопасности населения, проживающего в труднодоступных местах Арктики, - говорит Даниил Мартынов, советник министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Правительство России выделило 18 миллиардов рублей на закупку 13 вертолетов для арктических служб МЧС. Минвостокразвития для нужд спасателей направило 238 миллионов рублей, в том числе на строительство в Певеке учебно-тренировочного Арктического спасательного центра.

Справка "РГ"

Арктическая зона - примерно 30 процентов территории страны. По одной из оценок, производство в Арктике составляет 15 процентов ВВП страны. Это самая большая преференциальная зона. Живет на российском Севере 2,4-2,5 миллиона человек - 1,6 процента населения страны.