За последние 25 лет ледяной покров в Арктике сократился в три раза. Суда ледового класса начинают навигацию по СМП уже в феврале - марте. Трасса востребована не только российскими, но и иностранными перевозчиками, ведь по воде Европу и Азию связывают только два пути: через Суэцкий канал и по северным морям. По словам вице-премьера - полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, Суэцкий канал менее надежен из-за узкой проходимости. Словом, необходимо экономико-географическое движение вверх на российский Север.
- Все инфраструктурные недостатки в Арктике собраны в план развития Северного морского пути, и мы их планомерно шаг за шагом будем превращать в преимущества. СМП в любом случае станет тем, чем он сейчас является, - мировым глобальным транспортным коридором, - уверен Юрий Трутнев.
К 2024 году грузопоток по СМП должен составить 80 миллионов тонн, к 2030-му - 150. И вообще, несмотря на снижение международного транзита (который в текущем году все-таки наполовину восстановился), наблюдается рост грузопотока, ежегодный и устойчивый. В прошлому году по Севморпути перевезено 34 миллиона тонн груза, а в 2014-м было только четыре миллиона. По сути, СМП сформирует альтернативу Восточному полигону железных дорог, в который входят Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная железные дороги.
Для дальнейшего развития морской навигации в Арктике нужно точно знать объем предполагаемого грузопотока на десятилетие вперед и под него строить флот, в том числе вспомогательный, говорилось на сессии ВЭФ-2023 "Мировой транспортный северный путь". Грузопотока не только с востока на запад, но и с запада на восток, отметил спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
Стоит задача создать портовый и аварийно-спасательный флот, которые пока напрочь отсутствуют в Арктике. Сейчас в процессе постройки находятся 50 судов, включая вспомогательные, 78 - в планах до 2035 года.
- Большую роль в этом производстве сыграет судостроительная верфь "Звезда", - считает заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. - Она может построить почти все типы судов.
Несколько недель назад на верфи спущен первый в мире газовоз, который действует на газомоторном топливе, он создан по заказу "Совкомфлота". Ранее предприятие построило аналогично работающий танкер.
Пока в Арктике нет и сотовой связи. Нужны также климатические мониторинговые станции.
- Минприроды должно создать реестр экологических требований, в том числе и для иностранных судов, которые теоретически имеют право идти по СМП. Эти правила должны быть драконовские, и мнение иностранных партнеров нас интересовать не должно, - считает Сергей Иванов.
На перевозках по Северному морскому пути завязаны и существующие портовые мощности в близрасположенных городах. Так, в соответствии с планом развития СМП Дальневосточное пароходство (FESCO) осуществляет стратегический проект по созданию Восточного транспортно-логистического узла на базе Владивостокского морского торгового порта. Там будет построен причал глубиной до 16 метров, где станет базироваться ледокольный флот.
- Но есть некоторые сложности с судоремонтом. И сейчас на базе того же владивостокского порта будем ставить плавучий док, в котором намерены ремонтировать и собственные суда, и привлеченные. Это, думаю, актуально и для партнеров, работающих на Севморпути, - говорит Аркадий Коростелев, председатель правления FESCO.
Северный морской путь простирается на западе до Мурманска, порта Лавна, в который, как ожидается, уже в декабре откроется рабочее движение по железной дороге - еще одной составляющей инфраструктуры СМП.
- В будущем году мы начнем выполнять задачу по увеличению объема перевалки грузов, и базовый объем в 18 миллионов тонн у нас появится в 2025 году. К 2030-му ожидаем грузооборот в порту Лавна до 34 миллионов тонн. Плюс развитие строительства судов арктического класса. И это будет наш вклад в инфраструктуру, - говорит генеральный директор АО "Государственная транспортная лизинговая компания" Евгений Дитрих.
Он также заявил, что Севморпуть должен стать полигоном для беспилотной авиации, например, в интересах специалистов по картографии и геодезии. Дроны помогут отслеживать ледовую обстановку и вести экологический мониторинг, передавать какие-то материалы с берега на судно. Ну а грузовые беспилотники можно использовать для доставки грузов с судов на арктический берег.
На территории и в акватории Арктического региона расположено несколько тысяч потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. За последние пять лет в регионе произошло 42 ЧС, которые повлекли значительные социальные и экономические последствия. Здесь необходима инфраструктура министерства по ЧС, и ведомство ведет работу по созданию в Арктике нескольких аварийно-спасательных комплексов.
- Первый - в Сабетте (ЯНАО), месте расположения порта и завода по производству сжиженного природного газа, второй - в Диксоне Красноярского края, третий - в якутском Тикси, четвертый - в Певеке на Чукотке. Это позволит эффективно мониторить оперативную обстановку и повысит уровень безопасности населения, проживающего в труднодоступных местах Арктики, - говорит Даниил Мартынов, советник министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Правительство России выделило 18 миллиардов рублей на закупку 13 вертолетов для арктических служб МЧС. Минвостокразвития для нужд спасателей направило 238 миллионов рублей, в том числе на строительство в Певеке учебно-тренировочного Арктического спасательного центра.
Арктическая зона - примерно 30 процентов территории страны. По одной из оценок, производство в Арктике составляет 15 процентов ВВП страны. Это самая большая преференциальная зона. Живет на российском Севере 2,4-2,5 миллиона человек - 1,6 процента населения страны.