28.09.2023 10:40
    Поделиться

    Дефицит и подорожание топлива не остановили уборочную в Алтайском крае

    Алтайский край, как и многие другие регионы страны, в последние три месяца столкнулся с резким подорожанием бензина и дизельного топлива, а в августе-сентябре еще и с дефицитом нефтепродуктов. И это в разгар уборочной кампании, когда вся техника должна работать в поле.

    Цены на заправках в Барнауле на 26 сентября варьировались от 47,1 до 54,2 рубля за литр Аи-92, от 49,6 до 59,2 рубля - Аи-95 и от 62,7 до 69,1 рубля за литр дизельного топлива. В Алтайском крае средние цены за последние три месяца выросли на 3,5-4 рубля за литр. Так, если 19 июня, по данным крайстата, самый ходовой бензин Аи-95 стоил в регионе в среднем 48,48 рубля за литр, то 18 сентября - уже 52,35 рубля.

    - За короткое время бензин подорожал более чем на десять процентов, и это бьет по карману, ведь я ежедневно заливаю в бак тридцать-сорок литров, - жалуется барнаульский таксист Андрей Зотов. - Получается, что у меня чистый заработок за три месяца упал на эти самые десять процентов, и это при том, что все вокруг дорожает. Хорошо хоть бензин есть на заправках.

    Барнаульцы действительно не почувствовали особенных перебоев в поставках топлива, а вот жители других городов и районов края столкнулись с пустыми колонками. В середине сентября в Рубцовске не оказалось Аи-95, а за Аи-92 пришлось стоять в очередях. Да и сейчас на некоторых заправках в крае по-прежнему отсутствуют отдельные виды топлива.

    Больнее всего дефицит и удорожание ГСМ ударили по алтайским аграриям, которые в разгар уборочной не могли приобрести солярку и дизтопливо. В Союзе крестьянских и фермерских формирований Алтайского края отметили, что не все хозяйства заранее запаслись необходимым количеством топлива и у многих возникли трудности с закупкой ГСМ, что ставило под угрозу завершение уборочной.

    Еще в середине августа аграрии начали бить тревогу, обращаясь во все инстанции - от губернатора края до федеральных минсельхоза и минэнерго. Но только после вмешательства президента были приняты действенные меры: с 21 сентября введен временный запрет на вывоз за пределы России товарного бензина и дизельного топлива. После этого решения биржевые цены на ГСМ действительно пошли вниз.

    - Сейчас острого дефицита топлива аграрии уже не испытывают, - сообщил корреспонденту "РГ" исполнительный директор Союза (крестьянских) фермерских формирований Алтайского края Александр Вайс. - Нам помогло вмешательство прокуратуры и регионального минсельхоза, которые убедили основных крупных поставщиков ГСМ снять ограничения в 100-150 литров на отпуск дизельного топлива. В результате фермеры смогли заливать в тракторы и комбайны хотя бы по 500-700 литров. Дефицит топлива особо не сказался на ходе уборочной кампании еще и потому, что совпал с дождливой погодой, когда техника и так не могла выйти на поля. Но сейчас уже большинство хозяйств закупило топливо для завершения уборки урожая.

    Алтайские аграрии надеются, что в ближайшее время ситуация на топливном рынке окончательно стабилизируется и дизтопливо подешевеет, ведь на биржевых торгах цена на него уже упала с 70-72 до 55 рублей за литр. Но эксперты Российского топливного союза говорят, что на это может понадобиться больше месяца.

    - Наше хозяйство всегда закупало крупные партии ГСМ на бирже, - поделился своим опытом фермер Александр Балаков. - Но сейчас не смогли приобрести ни литра. Пришлось искать других поставщиков, чтобы хватило на уборочную.

    Прямая речь

    Юрий Матвейко, вице-президент Российского топливного союза по СФО:

    - Биржевые цены, действительно, снизились, но пока этот процесс дойдет до оптово-розничных цен на местах, пройдет 30-40 дней, а то и больше, учитывая, что биржа увеличила сроки отгрузки топлива до 60 дней. Люди слышат с экранов, что ситуация стабилизировалась, а на заправках все по-прежнему - и цены высокие, и на некоторых АЗС отсутствуют отдельные марки бензина. Сегодня нефтяные компании стали больше отгружать, однако достаточного объема ГСМ в Алтайском крае пока нет. Конечно, глобального дефицита не наблюдается, но топливный рынок все еще не вернулся в нормальное состояние.