В качестве примера он привел ситуацию со строительством рыболовных судов. Вначале государство оказало серьезную поддержку судостроителям, обязав рыбопромышленные компании строить флот на российских верфях. Однако их проекты оказались убыточными: строительство судов для каждого предприятия по индивидуальному заказу не способно оправдать себя финансово. Практика показала: серия в два-три судна всегда будет приносить убытки. Прибыль возможна только в случае строительства серии в пять судов и более. Необходимо разработать несколько наиболее оптимальных проектов судов для различных целей, отладить их производство и уже затем их продавать.
Эксперты подчеркивают: без покупателей судостроители не останутся. Спрос на рынке морских перевозок огромен: требуются сухогрузы, газовозы, нефтяные танкеры, множество заказов поступает на пассажирские суда для речного и морского сообщения. Главное - иметь технологии и правильно построить ценовую модель.
Но для того чтобы наладить такое производство, предстоит дорабатывать правовые механизмы, которые регламентируют работу судостроительной отрасли. Об этом шла речь на круг-
лом столе, который недавно состоялся в Совете Федерации. Его участники отмечают, что одна из самых больших проблем - отсутствие гарантированного спроса на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по судовому комплектующему оборудованию (СКО). Существует ряд НИОКР, на которые производитель судового комплектующего оборудования, не имея гарантированного заказчика и твердого контракта, никогда в жизни не заключит соглашение с Минпромторгом о получении субсидии, поскольку очень высок риск вернуть эту субсидию со штрафными санкциями от 10 до 15 процентов.
Сегодняшняя ситуация открывает колоссальные перспективы: Россия со временем может выйти на экспорт не только судового оборудования, но и целых судов. Санкции привели к тому, что многие западные предприятия по судостроению и судоремонту сегодня банкротятся, поскольку их в течение десятилетий "кормили" российские заказчики, считает генеральный директор компании "Морские комплексные системы" Павел Зубков. Но для того чтобы избавиться от этой зависимости, требуется гибкая государственная поддержка, в которой устранены пока еще не все пробелы. Например, есть постановление правительства РФ 719, определяющее критерии присвоения продукции статуса отечественной. В рамках этого постановления Минпромторг РФ выносит заключение, что та или иная продукция действительно российская. Это заключение дает производителю серьезные конкурентные преимущества на российском рынке. Но с 1 февраля 2018 года вступили в силу поправки, согласно которым теперь заключение Минпромторга должны иметь производители не только готовых изделий, но и их комплектующих. Эта корректировка серьезно изменила правила игры: многие выданные ранее акты экспертизы об "отечественности" производимых деталей были отозваны, а получить новые стало почти невозможно. Возникла парадоксальная ситуация: российский завод, производящий ту или иную продукцию из российских комплектующих, не может подтвердить, что его продукция имеет российское происхождение.
Сложным остается и механизм субсидий для производства СКО. Даже сейчас желающих получить их не так уж много, подчеркивает эксперт. Главный его недостаток в том, что получатель субсидии должен сначала тратить свои деньги, потом отчитываться, и лишь затем ждать компенсации из бюджета. Кроме того, чтобы выпускать российское СКО, нужны не просто новые станки, а производственные мощности с цехами.
Но субсидии не подразумевают капитальное строительство. Следовательно, появляется необходимость в дополнительных доступных кредитах, и российские производители все острее нуждаются в таких кредитных продуктах.
Кроме того, чтобы серийное строительство судов действительно стало реальностью, судостроительные мощности пора серьезно модернизировать. У российских судостроителей общая проблема: не организованы циклы строительства, считает Валерий Венков, который в течение шести лет возглавлял завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге. Сегодня суда чаще всего строят так: завод поспешил заложить траулер или балкер, торжественно объявил об этом, а потом рабочие месяцами ждут, когда будет доставлен нарезанный для корпуса металл. Потом ждут двигатели и прочее оборудование. Неудивительно, что сроки сдачи при этом срываются многократно. В Китае за счет отработанной цикличности производства эту проблему давно решили. Вначале завод определяет, что он сможет сделать сам, а что нужно будет отдать на кооперацию. Это может потребовать 10-12 месяцев. И только потом, когда все поставки расписаны до последней гайки, начинается обработка металла. Таким и должно быть цикличное производство.
Необходимость серийности судов диктует и логика развития Северного морского пути, по которому планируется перевозить десятки, а затем и сотни миллионов тонн грузов. Это означает, что требуется 4-5 типов разных судов, корпуса которых вполне могут быть однотипными. Модульной может быть и их начинка: валы, винты, вентиляторные, электрооборудование, каюты и так далее. Сегодня же одно конструкторское бюро проектирует танкер, другие - газовоз, и для каждого проекта придумывает свой корпус. Проектировщики сосредоточены на том, чтобы как можно скорее закончить работу и получить вознаграждение. А разбираться во всей этой проектной разноголосице потом приходится производителям.
Такая же "цикличность" нужна на уровне планирования. Необходимо четко осмыслить, какие суда, для каких целей и в каком количестве предстоит построить. По мнению Валерия Венкова, необходимо составить единую комплексную программу до 2050 года на основе гражданского и военного кораблестроения с конкретными показателями - уровнем производительности труда, удельной трудоемкостью и техническим оснащением предприятий.
Павел Зубков, генеральный директор компании "Морские комплексные системы":
- Постановление №719 необходимо упрощать. Критерии российского производства должны быть четкими и простыми. Но то, с чем сталкиваемся сегодня, сложно и непонятно. Если предприятие строит свое производство в России, инвестирует в него собственные средства, то какие еще нужны подтверждения, что это производство - российское?