28.09.2023 18:18
Поделиться

Трансформацию контроля и надзора обсуждают на форуме в Петербурге

Более тысячи участников открывшегося в Петербурге Всероссийского форума контрольных органов ищут ответ на вопрос о том, как перестать "кошмарить" бизнес и развернуть всю систему контроля и надзора в сторону профилактики и предупреждения нарушений.

Ключевые решения в этом направлении уже найдены и доказали свою эффективность. Они должны позитивно отразиться на экономике и социальной сфере.

Основа для перехода системы от "карательной" направленности к профилактической работе при взаимодействии с объектами проверок была заложена принятием в 2020 году федерального закона № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Начав действовать на федеральном уровне в 2021 году, годом позже - на региональном и муниципальном уровне, его основные положения уже значительно оздоровили отношения проверяющих и проверяемых, снизили коррупционные факторы и позволили перейти к совместной работе вместо конфронтации.

"Сегодня в отношении всей системы органов контроля действует новое законодательство. Это было непростым испытанием для всех, пришлось серьезно перестраивать и организационные документы, и свое сознание - и последнее во многом даже тяжелее, чем принять новый нормативный акт", - отметил в своем комментарии "Российской газете" Александр Вдовин, директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России.

По его словам, после введения в 2022 году и продлению на 2023 год по решению президента России моратория на проверки у контролеров появилась возможность сделать акцент на профилактической деятельности. Все ее потенциальные возможности еще только предстоит раскрыть. В частности, будет расширяться практика профилактических визитов на подопечные объекты. В 2023 году профилактические визиты вместо прежних плановых проверок проводятся в бюджетных учреждениях дошкольного и общего образования, в 2024 году точно так же будут контролироваться бюджетные учреждения здравоохранения и социального обеспечения детей.

Выявленные в ходе профилактических визитов замечания не влекут автоматических санкций к объектам проверки, а становятся поводом к совместной выработке решений обнаруженных проблем. Не всегда у бюджетных учреждений - школ, детских садов, социальных учреждений - есть финансовые, кадровые и другие ресурсы, чтобы быстро устранить нарушения. Штрафовать их за это бессмысленно, потому что эта санкция только ухудшает ситуацию, просто перекладывая деньги из одного бюджета в другой.

Но оставлять все как есть - тоже не дело, когда речь идет о безопасности детей и пациентов. Поэтому контрольные органы будут предлагать заключить соглашение с должностным лицом учреждения и его учредителем, в лице органа региональной или муниципальной власти, предметом которого станет план по устранению выявленных недостатков, сроком до трех лет. "Наши бюджетные учреждения получат больше времени на то, чтобы получить деньги из бюджета и исправить эти нарушения", - пояснил Александр Вдовин.

Аналогичная работа ведется и в отношении предпринимательских структур. Как отметила на форуме первый вице-президент общественной организации "Опора России" Марина Блудян, всего одно контрольное мероприятие "может закончить бизнес". Чтобы свести вероятность таких случаев к минимуму, Минэкономразвития внедряет в контрольно-надзорной системе практику предостережений. Оно выносится руководителю бизнес-структуры для того, чтобы он мог добровольно устранить нарушения, при этом сам факт вынесения предостережения не несет в себе никакого риска дальнейшего административного наказания, не является поводом для проверки, имеет только воспитательный эффект, подчеркивая доверие к бизнесу.

Именно профилактика может целиком поменять лицо контрольно-надзорных органов, сделав их участниками совместной с бизнесом работы по улучшению предпринимательского климата, в то же время не допуская компромиссов в обеспечении безопасности и здоровья граждан, считает Марина Блудян. А для тех, кто ведет себя заведомо недобросовестно по отношению к гражданам и государству, в законе имеется достаточный набор репрессивных мер.

Еще одним инструментом диалога власти и бизнеса, повышающим взаимное доверие, должны стать профилактические визиты по заявлению самого контролируемого лица. Они позволят снимать возможные вопросы к бизнесу еще до того, как они перерастут в проблемы. Помимо этих практик, на форуме обсуждают новые решения по повышению эффективности жилищного надзора и муниципального контроля, последние изменения в административном законодательстве, вопросы цифровизации контрольно-надзорной деятельности, меры по повышению клиентоцентричности в контроле, защиту интересов малого и среднего бизнеса, особенности контроля за отдельными товарами и услугами и многие другие злободневные для гражданского общества и предпринимательского сообщества темы.

Форум контрольных органов под девизом "Безопасность граждан. Свобода бизнеса" проводит Минэкономразвития совместно с правительством Санкт-Петербурга при поддержке фонда "Центр стратегических разработок".