Творческий проект "Традициями сильны" родом из Западной Сибири, о котором "РГ" писала прошлой осенью, благополучно добрался до финала. То есть до выпуска комедии "На карнавале как-то раз…", основанной на краеведческом материале.
Напомним, год назад Благотворительный фонд развития города Тюмени (БФРГТ) выиграл грант президентского фонда культурных инициатив на добровольное и взаимообогащающее объединение четырех известных в областной столице команд - "Книжного обменника", мастерской исторического костюма "Катя и все ее платья", ландшафтного фестиваля искусств "Ключ" и самодеятельной труппы - с последующим выпуском настоящего спектакля, где заняты обычные горожане, известные и не очень. Гражданская благотворительность ли это, коль на дело получены государевы деньги, спросит дотошный читатель. И будет прав в своем сомнении. Потому что соль события в другом. Грант помог участникам "Традиций" выйти на новый уровень, поправить материально-техническую базу, а стоимость билета на их совместную премьеру зрители определяли сами - кто-то жертвовал 200 рублей, а кто-то не глядя переводил 20 тысяч. Исполнительный директор БФРГТ Вера Барова итожит: собранные средства направят на поддержку креативных сообществ, которые в ней наиболее нуждаются.
В историю с подмостками втянулись не только четыре названных коллектива. Вокруг "Карнавала" собралось немало друзей. Пьесу "Однажды в Тюмени" про веселые вечера в городском Клубе приказчиков в конце XIX века со шлейфом сплетен, поисков пары на ночь иль на всю жизнь, номерами-экспромтами от гостей написала краевед и библиограф Людмила Кайгородова. Спектакль изваял режиссер Антон Нестеренко. Костюмы для основных героев числом 19 сшили историк моды Катя Макарова и ее помощницы. Рукодельницы опирались на старые снимки купеческих балов (поверить сложно, но девушки щеголяли в сложносочиненных нарядах Булочки, Карусели, Газеты; чего стоит шляпа с четырьмя пропеллерами!), вырезки из журналов, эскизы художника Головина к опере "Маскарад". Отозвался клуб танца "Дамы и кавалеры", украшающий любой тюменский праздник. Подключился фотограф, работающий с аппаратом позапрошлого столетья, где есть стекло с серебром. Кажется, антураж был соблюден даже в незначительных архивных мелочах. Например, на сцене весь вечер пролежал невостребованный маскарадный костюм гигантского крокодила - плясать в нем было неловко, что тогда, что сейчас, - вот и отправили в угол.
После народного кастинга пропуск на сцену получили 33 тюменца. Среди них - медиатор, риэлтор, консультант по криптовалюте, нефтяник, программист, майор внутренней службы, воспитатель, гравер, логопед, бизнесмены, тренер по конному спорту, экскурсовод, геолог, шахтер, журналист и даже эксперт по женскому счастью… Валерий Борисов, глава Нижнетавдинского муниципального района, загримировался под купца. За кулисами не первый день шутят: "заслуженный Текутьев Тюмени". В общем, играли кто угодно, только не актеры с дипломами. И в этом заключалось испытание режиссера на терпение.
- "Карнавал" - не первый спектакль под покровительством БФРГТ - подобные постановки мы выпускаем с 2011 года. Стараемся использовать все способности и таланты людей. Что принципиально: не актеров под пьесу подбираем, как в классическом театре, а пьесу под актеров. Буквально перед премьерой выяснилось, что инженер-строитель Петр Олейников пишет стихи - не отказали, включили в работу. Ну а тема… Сегодняшним нам думается, что раньше было иначе. А на самом деле меняются только костюмы, фантики, а образы и начинки остаются прежними. Смешно, необычно, трагично, на нерве - это константа, - рассказал Антон Нестеренко.
Спорить бессмысленно: времена и правда одинаковы. В 1890-х народ выбирался на бал, чтоб убить тоску. Современные люди придумывают народный спектакль, чтоб развеяться, а может, и для того, чтобы намеренно покинуть зону комфорта. Из зала чувствовалось: вот этот волнующийся парень и та импульсивная девица, гусар, Чингисхан, дама-змея и дама-курица, в общем, все-все-все решились на эксперимент ради одной детской мечты - быть увиденным, услышанным и заласканным похвалой. И ведь здорово же, что у кого-то эта мечта исполнилась, пусть даже на пенсии.