С 2025 года откроется много сортировочных центров и новых полигонов достаточно далеко от городов. Как это отразится на тарифе на вывоз мусора?
Денис Буцаев: На тарифе это не отразится, потому что отрасль жестко регламентирована в плане возможного роста тарифа. За предельный размер, который сейчас установлен федеральным законом, мы выйти не сможем. Но этого и не требуется. Там, где не можем построить близко к городу, существует технологическое решение - перегрузы, которые снижают стоимость транспортирования. Поэтому проблематики, связанной с возможностью роста тарифа мы не видим.
Вы разрабатываете систему, в которой искусственный интеллект будет находить нарушения по обращению с отходами. Когда ее запустят?
Денис Буцаев: У нас есть два направления работы по искусственному интеллекту.
Первый - это когда мы строим аналитику по объектам ТКО, захоронения или обработки. Эта система будет введена в работу к первому кварталу следующего года, а вторая - это аналитические системы, которые мы делаем вместе с минприроды. Здесь работы будут закончены в 2025 году.
Эксперты говорят о необходимости установки третьего бака для отдельных фракций. Компании жалуются, что сейчас это очень сложно сделать. Будет ли механизм для бизнеса упрощен?
Денис Буцаев: Надо уточнить, что подразумевается под третьим баком. У нас двухпоточная система, то есть один бак для органических отходов, второй бак для сухих отходов. В третьем баке может быть отдельная фракция. В некоторых случаях это оправданно, в некоторых случаях - нет. Я не слышал претензий к регоператорам, которые не разрешают установку дополнительного бака на контейнерных площадках, тем более что это вопрос не совсем к ним.
Вопрос в том, что если вы устанавливаете третий бак, вы должны гарантировать, что вы будете их обслуживать. В большинстве случаев мне кажется, те, кто хочет установить баки, не в состоянии подтвердить возможность регулярного вывоза. Это действительно сложная задача. Наша позиция состоит в том, что этой задачей должен заниматься регоператор. Если регион готов вместе с региональными операторами перейти не просто на раздельный сбор, а на раздельный сбор по многим фракциям, то есть не два бака, а четыре, то мы будем только поддерживать подобные концепты. Но экономически, на мой взгляд, целесообразно пока оставаться в двухпоточной системе. Она полностью позволяет решить все те задачи, которые стоят перед нами с точки зрения максимально эффективной утилизации.
В 2018 году магазины стали брать плату за пакеты. И после этого ежегодно в крупных городах сокращается их использование. Не пора ли ввести такую меру и для фасовочных пакетов, которые до сих пор остаются бесплатными?
Денис Буцаев: Мне кажется, что здесь нет только метода кнута, должен быть и пряник. Пряник должен заключаться в том, что вам должно быть выгодно приобретать более экологичную упаковку. На мой взгляд, здесь ключевая роль лежит на магазинах, которые эту программу могут запустить достаточно оперативно и без особых, на мой взгляд, экономических проблем. Вы одну и ту же форму упаковки можете получать из разных материалов. Если вы ориентируетесь на более экодружелюбные материалы, то значительно упрощаете задачу по переработке продуктов. Если магазины на это будут обращать внимание, ситуация изменится. Со многими мы ведем переговоры, чтобы подобный род программы запустить.
Можно делать прозрачную упаковку из перерабатываемого пластика, потому что некоторые виды пластика не перерабатываются.
Вы также предложили ввести зеленый стандарт для кофеен. Как идет эта работа?
Денис Буцаев: У нас есть предварительные договоренности о внедрении этого стандарта с большими сетевыми брендами. Самое главное, что есть уже примеры, когда крупные компании вместе с нами занимаются проблемами упаковки, сокращения их объема и переработки.
Вы разработали систему экологизации мероприятий и уже активно ведете работу по ее внедрению. Что уже сейчас получается улучшить, а с чем возникают сложности?
Денис Буцаев: Самое простое - доказать, что это нужно делать. Самое сложное - начать делать максимум из того, что мы там упомянули. Эта программа была для нас важна еще и с точки зрения изменения поведенческой модели. В том числе при организации таких мероприятий, в которых участвует много разных людей.
При экологизации мероприятия мы охватываем большой спектр. Начиная с того, какие продукты используются. Мы ориентируемся на перерабатываемую, скажем так, экологически дружелюбную продукцию. Заканчивая поведением самих участников: раздельный сбор, использование минимального количества одноразовых вещей, переход на многоразовые.
По данным "Востокгосплана", в труднодоступных и малонаселенных районах Дальнего Востока переработка 50% твердых коммунальных отходов во вторсырье экономически нецелесообразна, так как это приведет к росту тарифа более чем в три раза. Согласны ли вы с этими выводами? И что можно сделать?
Денис Буцаев: Да, действительно нецелесообразно. В некоторых случаях это было известно. Мы сейчас занимаемся вместе с федеральным центром нормативным регулированием указанных территорий. Рассчитываем, что соответствующие изменения в законах будут приняты в осеннюю сессию, и мы сможем в отдаленных населенных пунктах достаточно эффективно построить саму систему. Там могут быть локальные инсинераторы, но возможна и иная регулярность вывоза, которая не повлияет на санитарно-эпидемиологическую обстановку. Это позволит экономически сделать процесс более рабочим.
Вы разработали национальный стандарт зеленого офиса. Сколько офисов уже решили пройти сертификацию?
Денис Буцаев: А это вы узнаете на "Зеленой премии", мы там подведем итоги. Пока сохраним интригу.