Как сообщил "Городской мониторинговый центр" (ГМЦ), пока на фиксацию нарушений правил применения ремней безопасности настроили только десять стационарных комплексов в разных районах города, но постепенно эта функция будет придана и другим электронным "ловушкам". Всего в Петербурге на сегодня насчитывается 1029 стационарных и 44 передвижных комплекса фотовидеофиксации. По статье 12.6 КоАП РФ, за непристегнутый ремень безопасности водителя и перевозку не пристегнувшихся ремнями пассажиров полагается штраф в размере 1000 рублей.
Как пояснили в ГМЦ, постановления по делам об административных правонарушениях, выявленных с помощью камер, выносятся инспекторами ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти "после рассмотрения полученных с комплексов материалов фотовидеофиксации". То есть окончательное решение, если верить сказанному, все равно остается за человеком.
Защитник прав автомобилистов, член Общественной палаты РФ Александр Холодов считает, что прежде чем начинать штрафовать за непристегнутый ремень на основе записей с камер необходимо было внести соответствующие изменения в нормативные документы, прежде всего в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также ПДД, чтобы учесть в законе современные технические возможности. В ином случае количество необоснованных наказаний, которые можно будет оспорить и отменить, вызовет большое недовольство среди водителей и сведет на нет воспитательный эффект от новых штрафов.
"Как это все работает? Нейронные сети на основе кадров, полученных с камеры, с вероятностью, близкой, но не равной ста процентам, делают вывод, что такой-то водитель, скорее всего, не был пристегнут. Они могут ошибаться, и уже понятны ситуации, когда они будут ошибаться, например, черная одежда водителя, на которой ремень плохо различим, темное время суток и так далее. Раз есть вероятность ошибки, то в любом случае эти картинки будет отсматривать человек по подсказке искусственного интеллекта. Но если этот человек принимает решения по фотографиям, то о какой автоматической фиксации мы в данном случае говорим? С тем же успехом можно поставить обычную камеру, а инспектор будет тыкать пальцем в монитор на те машины, где он видит, что водители не пристегнуты", - объясняет несовершенство нынешнего механизма Александр Холодов.
По его мнению, в КоАП следует добавить главу о порядке привлечения граждан к ответственности на основании вероятностных данных. Потому что поведение человека внутри салона автомобиля в корне отличается от внешних, "физических" факторов, которые четко фиксируются камерами. Таких как превышение разрешенной скорости, пересечение двойной сплошной разметки или стоп-линии, проезд на запрещающий сигнал светофора - в этих случаях нет элемента "вероятности нарушения".
Еще более "скользкая" ситуация может возникнуть, когда на основании данных фотовидеофиксации начнут отслеживать нарушение запрета на пользование мобильным телефоном во время управления транспортным средством. А в том, что это произойдет в ближайшем будущем, сомнений нет.
"В наших Правилах дорожного движения прописан лишь запрет "пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук" (пункт 2.7 ПДД РФ). Там ничего нет про мессенджеры, про общение по видеосвязи или игры на телефоне. В этом отношении самая правильная формулировка принята в Израиле: там во время движения просто запрещено держать телефон в руках, и никого не волнует, что вы с ним делаете", - говорит Александр Холодов.
Правозащитник подчеркивает, что многие штрафы "за телефон", которые будут назначаться на основании записей камер, можно будет оспорить в суде, даже не прибегая к помощи профессиональных юристов, лишь с помощью детализации звонков, запрошенной у сотовой компании. Если она покажет, что "классического" звонка по сотовой сети в момент съемки не было, то суд, скорее всего, отменит штраф. Ведь просто держать телефон в руках или чесать им ухо водителям у нас не запрещено, как и использовать на телефоне интернет-трафик.
После отмены такого штрафа водитель будет иметь право подать иск о незаконном привлечении к ответственности, включив в него, если они были, траты на юридическую помощь, на общение с сотовой компанией, и взыскать с государства некую сумму. "Вот так, теоретически, это могло бы развиваться, при тех формулировках, которые у нас действуют. Но, конечно, сумма компенсаций, которые у нас присуждаются, не покрывает издержек на адвокатов и другие расходы при подаче такой жалобы", - отмечает Холодов.
В итоге людям оказывается проще и дешевле заплатить по существу сомнительный штраф, чем добиться его отмены. И это такой же правовой нигилизм, как и попытки уйти от ответственности за правонарушения. Именно поэтому, штрафуя "за ремни" и "за телефон", необходимо приводить и КоАП, и ПДД в соответствие с новыми реалиями.
В целом же вице-председатель "Комитета по защите прав автовладельцев" считает фиксацию нарушений с помощью технических средств действенной мерой повышения безопасности дорожного движения, потому что возможности техники по выявлению угроз безопасности на дорогах многократно превышают ресурсы человека.