Депутат ГД Сергей Алтухов напомнил, что на территории России закреплен приоритет Конституции РФ над международными соглашениями и решениями межгосударственных органов. "Так что денонсация конвенции не приведет к снижению конституционных гарантий прав национальных меньшинств в нашей стране, - подчеркнул он. - В российском законодательстве есть нормы, закрепляющие права нацменьшинств, включая коренные малочисленные народы, а также программы их поддержки".
Алтухов пояснил, что данный шаг необходим как раз для того, чтобы исключить дискриминацию по отношению к гражданам Российской Федерации со стороны стран Евросоюза. "Фактически сейчас мы лишены возможности отслеживания случаев нарушения прав русскоязычного населения за рубежом с помощью мониторинговых механизмов Совета Европы. Поэтому такая деятельность будет вестись на основании нашего законодательства", - сказал парламентарий.
Его коллега Алексей Журавлев тоже уверен, что речь вовсе не идет о том, что "с сегодняшнего дня в России вдруг станут ущемлять права национальных меньшинств". "Мы просто отказываемся исполнять пакет документов, навязанный нам в свое время Советом Европы, он включает и эту самую Страсбургскую конвенцию от 28 февраля 1996 года", - считает он.
Поэтому во избежание подобных вещей нужно от всех таких законопроектов непременно отказаться, резюмировал Журавлев. "Мы и из Совета Европы вышли, так что их нормы - нам не указ, надо будет, создадим свои, аналогичные", - заверил парламентарий.
Юрист, руководитель правового бюро "Хаминский и партнеры" Александр Хаминский подчеркнул, что конвенция изначально являлась неэффективным правовым инструментом, так как не предусматривала алгоритмы подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб. Меры в ней, по его словам, сводятся к мониторингу законодательства подписавших документ государств и получению той или иной информации на местах.
Он также отметил, что на нарушение прав российских граждан в ряде европейских стран, в частности, в Прибалтике и на Украине, органы Совета Европы никак не реагируют, не выступают с осуждением.
"В нашей стране сведены к минимуму столкновения на межнациональной почве, чего не скажешь, например, о Франции, которая, очевидно, по этой причине до сих пор не подписала Конвенцию", - добавил Хаминский.
В целом он считает, что выход из конвенции не будет иметь для Российской Федерации и национальных меньшинств, проживающих на ее территории, никаких негативных последствий. "Если говорить о защите интересов россиян за рубежом, то не конвенция помогала разрешать возникающие проблемы, а дипломатические службы", - обратил внимание эксперт.