Лауреат конкурса "Учитель года-2023" Арман Костанян рассказал о связи геометрии и поэзии

В эти минуты в подмосковной Гимназии им. Примакова проходит второй тур финала Всероссийского конкурса "Учитель года-2023". Первое испытание тура - "Мастер-класс". В зале - Большое жюри под председательством ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, детское жюри, родительское жюри.

За 20 минут каждый из 15 лауреатов должен показать свое мастерство, убедить жюри и коллег в том, что его методика действительно работает. Кто-то выбирает для этого формат лекции, а кто-то проводит импровизированный урок, где в роли учеников - коллеги-педагоги.

Например, именно так провел свой мастер-класс учитель математики Лицея Иннополис из Татарстана Арман Костанян. В начале выступления Арман Артурович предложил с помощью QR-кода на экране ответить на вопрос: "На каком уроке дети чаще всего встречаются с экспериментом?" Результаты его не обрадовали. Лидерами опроса стали химия и физика. А вот графа "математика" была совсем низкой. Но ведь и в математике возможны эксперименты. На уроке они помогают удерживать внимание детей. Как?

Сначала Арман Артурович, как фокусник, выложил на стол из белого ящика книгу, кошелек, стеклянную крышку, пластиковый куб и бутылку воды.

Для учебного эксперимента он выбрал бутылку, а "ученикам" выдал крышку и книгу. Через вопросы о свойствах предмета - высоте, ширине, объеме - учитель выстроил целый "маршрут", который привел всех к математическому исследованию и дальше - к теме экологии. Какой должна быть идеальная пластиковая бутылка? Оказывается, круглой! Его коллеги тоже нашли нестандартные "выходы".

"Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится", - эта фраза легендарного педагога Константина Ушинского стала девизом Армана Кастаняна.

- Каждый урок, каждое взаимодействие с детьми - это учеба. Я постоянно узнаю от них что-то новое, необычное. И это бесконечный процесс, - говорит Арман Артурович. - Это залог профессиональной педагогики: постоянный энергообмен. И не только с детьми, с родителями и с коллегами.

Как думаете, что общего у поэзии и геометрии? На уроке у Костаняна можно узнать и это.

- На уроке на основе стихотворения Александра Блока "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" мы изучали геометрию. Как? Ночь - это пространство, улицы - параллельные прямые, фонарь - перпендикулярная прямая, аптека - куб. Получился геометрический рисунок, по которому я уже составлял какие-то задачи с детьми, - рассказал педагог. - Основная задача - привлекать внимание детей, удовлетворять их любопытство. Самое главное - чтобы ребенок не просто получал знания, а хотел их получать.