02.10.2023 20:10
    Поделиться

    4 октября на Всероссийском конкурсе "Учитель года России" назовут пятерку призеров

    Уже в среду, 4 октября, на Всероссийском конкурcе "Учитель года России" определится пятерка призеров. Лучших педагогов страны. Интригу о победителе организаторы конкурса по традиции будут хранить до торжественного награждения, которое состоится 5 октября, в День Учителя в Государственном Кремлевском дворце.
    Ректор МГУ Виктор Садовничий возглавляет Большое жюри "Учителя года" уже 28 лет. И всегда задает острые вопросы. Но у математика Армана Костаняна и на них нашлись ответы.
    Ректор МГУ Виктор Садовничий возглавляет Большое жюри "Учителя года" уже 28 лет. И всегда задает острые вопросы. Но у математика Армана Костаняна и на них нашлись ответы. / Константин Завражин

    Все это впереди, а пока - конкурс. В нынешнем году он проходит в подмосковной Гимназии им. Примакова, одной из лучших школ, руководит которой Майя Майсурадзе - победитель конкурса "Директор года России-2021". Во втором туре соревнуются пятнадцать учителей, которых жюри выбрало из 90 участников. Корреспонденты "РГ" подсмотрели, как проходят соревнования.

    Огромная гимназия встречает надписью на стене: "Слабый всегда уступает дорогу сильному, и только самый сильный уступает дорогу всем". Говорят, эту фразу любил повторять сам Евгений Примаков, чье имя носит школа. Кстати, миссия гимназии - создавать среду для воспитания лидеров, способных менять мир к лучшему. Самое место для конкурса "самых-самых" педагогов страны.

    Кто они? Давайте знакомиться. Среди пятнадцати лауреатов - пять словесников, три учителя иностранных языков, два физрука, двое физиков, историк, математик и педагог начальных классов. Девять мужчин и шесть женщин. Все разные, но все буквально "горят" своим делом.

    Пока они не до конца верят, что лучшие, - это видно по тому, как они волнуются. Как проговаривают про себя тексты своих выступлений... С раннего утра и до вечера у "пятнашки" идет испытание "Мастер-класс". Здесь учителя уже не на уроке и слушают их не школьники, как в первом туре. Здесь в зале - коллеги, профессионалы, и конкурсантам нужно показать свое мастерство, поделиться новаторскими идеями, доказать эффективность своего метода. Тему, форму проведения мастер-класса они определяют самостоятельно. На все про все - двадцать минут. И еще десять - на ответы членов жюри. Кто-то выбирает формат лекции, а кто-то проводит импровизированный урок, где в роли учеников - коллеги-педагоги.

    Цифрой и словом

    Именно так провел свой мастер-класс учитель математики Лицея Иннополис из Татарстана Арман Костанян. В начале выступления Арман Артурович предложил с помощью QR-кода на экране ответить на вопрос: "На каком уроке дети чаще всего встречаются с экспериментом?" Результаты не обрадовали. Лидерами опроса стали химия и физика. А вот графа "математика" оказалась почти в самом низу. Но ведь и здесь возможны эксперименты. На уроке они помогают удерживать внимание детей. Как?

    Сначала Арман Артурович, как фокусник, выложил на стол из белого ящика книгу, кошелек, стеклянную крышку, пластиковый куб и бутылку воды.

    Для первого учебного эксперимента он выбрал бутылку, а "ученикам" выдал крышку и книгу. Через вопросы о свойствах предмета - высоте, ширине, объеме - учитель выстроил целый "маршрут", который привел всех к математическому исследованию и дальше - к теме экологии. Так какой должна быть идеальная пластиковая бутылка? Оказывается, круглой!

    Современный учитель все успевает. Время не имеет особого значения, ведь мы этим живем

    "Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится", - эта фраза легендарного педагога Константина Ушинского стала девизом Армана Костаняна. Как думаете, что общего у поэзии и геометрии? На уроке у Костаняна можно узнать и это.

    - Однажды на основе стихотворения Александра Блока "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" мы изучали геометрию. Как? Ночь - это пространство, улицы - параллельные прямые, фонарь - перпендикулярная прямая, аптека - куб. Получился геометрический рисунок, по которому я уже составлял какие-то задачи с детьми, - рассказал педагог. - Основная задача - привлекать внимание детей, удовлетворять их любопытство. Самое главное - чтобы ребенок не просто получал знания, а хотел их получать.

    Не просто конфета

    Юлия Чистякова, учитель французского и английского языков из ярославской школы N 42 им. Н.П. Гусева с самого детства играла в "школу": рассаживала вокруг себя игрушки, проводила уроки и аккуратно записывала отметки в журнал.

    - А по-другому и быть не могло в семье-династии учителей в пятом поколении, - делится Юлия. - Большинство педагогов в моей семье были учителями русского языка и литературы. Но я мечтала, как буду встречать учеников какой-нибудь иностранной фразой.

    По мнению Юлии Чистяковой, быть учителем - это не просто красивая обертка от конфеты, это невероятный труд и ответственность.

    - В наших руках воспитание людей, которые будут вершить историю, и от наших слов и поступков зависит очень многое. Учитель продолжается в своем ученике, - считает учитель.

    А вот Ольга Пиреева учит самых маленьких учеников в школе N 2 города Калтана Кемеровской области.

    - Я в детстве была бунтаркой и заводилой, но от бабушки часто слышала: "Ты ответственная, справедливая, умеешь находить общий язык с людьми. Ты была бы хорошим учителем" - вспоминает Ольга.

    Однако в школу попала не сразу: сначала получила диплом менеджера, поработала воспитателем. Даже попробовала себя в журналистике. А потом поняла: бабушка была права. И выучилась на педагога начальных классов. То, чем занималась прежде, пошло бонусом в копилку опыта.

    Делай, как я

    Антон Кандауров, учитель физкультуры из Луганской Народной Республики. В прошлом году был добровольным участником боевых действий в зоне проведения специальной военной операции. "Всегда быть достойным примером для своих учеников, оставить в их сердцах теплый след, пробудить в их умах желание к саморазвитию и самообразованию!", - вот кредо Антона Владимировича.

    Он уверен: каждый ребенок должен научиться самостоятельно заниматься физкультурой.

    - Именно учитель физической культуры должен сформировать привычку к систематическим самостоятельным занятиям спортом. И не только в школе - привычка должна остаться на всю жизнь, - говорит Кандауров. - Физкультура считается второстепенным предметом, но это, конечно, не так. На физкультуре закладывается база здорового образа жизни. Мне, как учителю-предметнику, обидно, когда мой предмет воспринимают немного несерьезно. Поэтому своим собственным примером буду разубеждать и доказывать.

    Потрогать историю

    Учитель истории и обществознания из Ленинградской области Павел Гурьянов мастерит копии исторических артефактов.

    - Я создаю точные копии артефактов и использую на уроке. Возить каждые две недели детей в музей накладно и сложно, а очень хочется, чтобы они в буквальном смысле могли прикоснуться к истории. Не просто смотрели бы на экран или на картинку, а могли подержать в руках древнюю монету, подкову, обломок меча или наконечник стрелы, - рассказал "РГ" Павел Гурьянов. - Это резко повышает интерес к исторической дисциплине. Делаю все своими руками - никаких 3D-принтеров. Иногда делаем и вместе с детьми - вырезаем по дереву или отливаем из олова.

    Удивляюсь, как современный учитель, загруженный "по уши", успевает еще и дома что-то мастерить. Но слушаю и понимаю. Да, современный учитель максимально загружен, и тем не менее все равно все успевает, потому что настоящая учительская работа, как бы это высокопарно не звучало, - это призвание.

    - А когда есть призвание, время не имеет особого значения. Мы этим живем, - говорит Павел Гурьянов.

    Комментарии

    Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, председатель Большого жюри конкурса "Учитель года":

    - Каждый год, а я в жюри уже 28 лет, конкурс совершенствуется и приобретает новое лицо. Меняются методики, мастер-классы и манера их проведения. В этом году особо отчетливо конкурс стал публичным. Во-первых, идет прямая трансляция. Во-вторых, обязательно после каждого выступления задают вопросы члены детского и родительского жюри. Наши учителя-финалисты уже по-другому подготовлены. Они больше владеют современными технологиями, не только цифровыми, но и методическими. Очень сильные финалисты, некоторые просто впечатлили своей глубокой фундаментальной подготовкой. Я как ученый могу говорить с ними на равных.

    Поделиться