Количество посетителей в торговых центрах до сих пор не вернулось к показателям 2019 года
Количество посетителей в торговых центрах до сих пор не вернулось к показателям допандемийного 2019 года, сообщают участники рынка.
По показателям Mall Index компании Focus, количество посетителей на единицу площади торговых центров (ТЦ) в этом году в городах с населением от 500 тысяч до 1 млн человек на 2% превышает показатели того же периода 2022 года. В городах, где от 250 до 500 тысяч жителей, показатели сопоставимы с прошлогодними. При этом по сравнению с 2019 годом число посетителей сейчас меньше на 20-21%.
Рынок реагирует на это снижением числа строящихся торговых объектов. Так, ввод торговых центров в Москве в нынешнем году стал минимальным с 2013 года, подсчитали в IBC Real Estate. В этом году было запущено 52 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Это на 32% меньше, чем за три квартала 2022 года. В целом за год, по прогнозам компании, отставание от прошлого года будет в 11%.
По данным NF Group, по итогам первого полугодия объем ввода нового предложения торговых центров в столице снизился на 29% относительно того же периода прошлого года. Однако до конца ожидается ввод в эксплуатацию 12 качественных торговых центров с суммарной арендопригодной площадью в 130 тыс. кв. м. При условии реализации всех заявленных проектов объем нового предложения будет превышать показатель прошлого года на 5%. Но планы девелоперов могут продолжить меняться, считают эксперты. На конец первого полугодия перенесенный ввод составил 49 тыс. кв. м (примерно 28% от анонсированного строительства на начало года).
К концу 2023 года прогнозируется снижение доли свободных площадей в ТЦ. Пик доли вакантности в торговых центрах пройден, далее прогнозируется снижение до значений допандемийного 2019 года, считает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
По торговым центрам ударило сначала развитие онлайн-торговли в пандемию, позже - уход иностранных брендов (это коснулось прежде всего наиболее крупных ТЦ).
В 2020 году ТЦ стали переходить на взимание платы за аренду площадей как процент от товарооборота - тогда этого потребовали арендаторы, пострадавшие от закрытия ТЦ в пандемию. В 2022 году такая схема расчета негативно сказалась на ТЦ, когда многие иностранные бренды закрыли свои магазины, но не освободили площади.
Сейчас понятие "ставки аренды" в большинстве торговых центров ушло в прошлое, говорит руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Фиксированные арендные ставки, иногда даже в валюте, на столичном рынке остались примерно в 7% ТЦ. Процент от товарооборота, который сейчас взимают владельцы ТЦ, варьируется от 2% до 15%. Чаще всего это 2-3%, максимум 5%. При этом товарооборот в этом году во многих ТЦ на 20-25% выше, чем прогнозировалось. Соответственно, и доход ТЦ на 20-25% больше.
Конечно, ТЦ больше хотели бы иметь фиксированные и более прогнозируемые доходы, отмечают в IBC Real Estate. Однако сейчас сложный период для ретейла и они идут на компромиссы с арендаторами.