По ее словам, которые приводит агентство Bloomberg, price cap не оправдал возложенных на него надежд. Когда ограничения только были введены, Россия теряла серьезные деньги, но к сегодняшнему дню эффективность механизма упала из-за того, что Россия создала теневой флот для перевозок своей нефти и организовала надежное страхование для него.
При этом сейчас любые действия на нефтяном рынке администрация США вынуждена рассматривать в призме близящихся президентских выборов (в 2024 году), а одна из главных проблем действующей власти - рост цен на бензин. В США это зависит в основном от цен на нефть, которые сейчас находятся выше 90 долл. за баррель. Поэтому радикальных решений вроде тотального запрета на импорт российской нефти ожидать не приходится. Это толкнет котировки барреля вверх и похоронит надежды действующего президента и его команды остаться в Белом доме на второй срок.
Потолок цен на российскую нефть (60 долл. за баррель вне зависимости от марки экспортируемой нефти) был введен странами G7, ЕС и Австралией в декабре 2022 года. По сообщениям различных ценовых агентств, консалтинговых компаний и СМИ, российская нефть стала продаваться на рынке по цене выше отметки 60 долл. за баррель уже в начале лета этого года. Но инициаторы ограничений абсолютно не обращали на это внимания. Причина проста, никто не хотел закрыть российской нефти путь на мировой рынок, это привело бы к ее дефициту и росту цен. Задача price cap была ограничить приход средств из нефтяной отрасли в бюджет нашей страны. А налоги с добычи нефти и экспортная пошлина с ее поставок за границу в российскую казну платятся относительно стоимости нефти марки Urals, ежемесячно рассчитываемую российским минфином. И по этим расчетам цена нашей нефти превысила потолок только в августе этого года (64,37 долл. за баррель).
В сентябре США не теряли надежду договориться с крупными игроками на нефтяном рынке, чтобы сбить мировые цены. С Саудовской Аравией - об отмене добровольного сокращения добычи нефти в 1 млн баррелей, с Ираном - о снятии санкций США и наращивании легального экспорта иранской нефти. Не получилось.
Не стоит думать, что делалось это исключительно ради того, чтобы загнать российскую нефть в рамки price cap. Главная причина была во внутренних делах в США. Цены на автозаправках росли вслед за нефтяными котировками. А для нации, где на личном транспорте не передвигаются только в Нью-Йорке или когда идут на пляж в Калифорнии, это национальное бедствие. Цены на топливо в США различаются от штата к штату. Самый дорогой - на западе страны, самый дешевый - в юго-восточных штатах. Но уже почти во всех штатах с июня 2023 года литр любого бензина стоит больше 1 долл. Это не рекорд, но присутствует восходящий тренд, а цены на нефть тоже растут.
В этой ситуации США будут решать свои внутренние проблемы. Интервенции на мировой рынок из стратегического резерва нефти США делались в 2021 году и весь 2022 год, сейчас в нем минимальный с 1983 года объем нефти - 347 млн баррелей. Дальнейшее его опустошение - вопрос национальной безопасности, едва ли это позволят сделать действующему президенту. Поэтому могут разыграть "российскую карту", но разговор может идти не только об ужесточении условий price cap, но и о его отмене.
Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, фактически у США и Европы нет никаких реальных рычагов воздействия на Россию при помощи изменения параметров потолка цен на нефть. А заявления представителя американской администрации свидетельствуют о том, что ввиду приближающихся выборов власти США все больше нервничают по поводу растущих цен на нефть. США не могут влиять на ситуацию за счет увеличения собственной сланцевой добычи нефти. Республиканцам удавалось договориться с нефтегазовым бизнесом, у находящихся сейчас у власти демократов этого не получилось.
Саудовская Аравия полностью ушла из-под энергетического влияния США и проводит самостоятельную энергетическую политику совместно с Россией, считает эксперт. Сегодня именно эти две страны фактически определяют баланс спроса и предложения на мировом нефтяном рынке и напрямую влияют на цены. Любые манипуляции с потолком цен абсолютно никак не повлияют на объемы поставок нефти из России, поскольку мы уже имеем все возможности для доставки нашей нефти на любые рынки.
Как отмечает тот же Bloomberg, сейчас многие западные компании сами обходят санкции и, не оглядываясь на price cap, предоставляют услуги танкерам, перевозящим российскую нефть, оправдывая это тем, что они якобы не знают, чье сырье там перевозится.
По мнению Андрианова, потолок наносит вред западному бизнесу, но при этом не приносит какого-либо ощутимого эффекта и не оказывает давления на Россию. Любая модернизация этого механизма не будет иметь смысла, считает он.
А вот отмена price cap может дать определенный эффект для мирового рынка. Во-первых - новостной, цены на нефть могут просесть после отмены таких ограничений. Причем едва ли цена нашей нефти в результате сильно поднимется, скорее, к ней могут опуститься другие котировки. Во-вторых - психологический, теперь в подорожании нефти станут виноваты не США и ЕС, насильно исказившие мировой энергетический рынок, а нефтяники ОПЕК+, сдерживающие добычу и экспорт нефти. В-третьих, учитывая не самую радужную ситуацию с ценами на автотопливо внутри России, можно будет рассчитывать, что наша страна после отмены потолка не будет настаивать в ОПЕК+ на дальнейших действиях альянса, поддерживающих высокие цены на нефть. Хотя здесь будет уже больше вопрос приоритетов, что для нас будет важнее: успокоить внутренний рынок или обеспечить сверхдоходы с нефти для бюджета.