"Без этого невозможно представить создание собственного электромобиля, - заявил мэр Сергей Собянин. - Батарея - важнейший элемент, ее стоимость составляет треть от цены всей машины".
Столица постепенно расширяет парк отечественных электробусов и готовит проект электрокара "Москвич", при этом батареи приходится покупать в Китае. Наши аккумуляторы должны стать дешевле и надежнее, соответственно увеличится автономный ход транспорта и снизится цена электрических велосипедов, машин, общественного транспорта.
Завод решили построить в Новой Москве - недалеко от крупнейшего в Европе электробусного парка в Красной Пахре. Производить батареи будет одна из дочерних компаний "Росатома". Партнер - "КАМАЗ", задействованный в разработке электрического "Москвича" и один из главных поставщиков электробусов. "Наше постоянное взаимодействие с "Росатомом" позволит нам сделать современный продукт по требуемой себестоимости", - заявил гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин. Власти столицы обязуются построить все производственные здания всего за год, а "Росатом" - в кратчайшие сроки оснастить завод необходимым оборудованием и начать выпуск батарей.
Участок под строительство площадью 160 тысяч квадратных метров уже выделен, на нем уже работает спецтехника. Ожидается, что на заводе будет создано 900 рабочих мест.
В год рассчитывают производить 50 тысяч аккумуляторов для авто, электросудов, трамваев и электробусов. Благодаря новейшим технологиям удастся улучшить характеристики продукции, емкость батарей вырастет, как и автономный ход машин. Например, электробусы смогут проехать без подзарядки 180 км (на 50 больше, чем сейчас), "Москвичи" - 515 км (плюс 105). Хотя емкость аккумуляторов увеличится, их масса останется прежней, а скорость зарядки увеличится на 15 процентов.
"Технологии будут развиваться, масштабироваться, - подчеркнул первый заместитель гендиректора "Росатома" Александр Локшин. - Мы получаем надежных партнеров и, что очень важно при масштабировании, гарантированный рынок сбыта для большей части производимой продукции. Поэтому есть все основания утверждать, что мы выполним взятые на себя обязательства, и Москва получит электротранспорт нового поколения". Завод будет загружен работой на ближайшие годы - это обязательство закреплено в офсетном контракте. За шесть лет будет куплено 155 тысяч аккумуляторов для электросудов, электробусов и другого общественного транспорта на 172 млрд рублей.
По оценкам мэрии, завод будет достроен в 2024 году и тогда же начнет работу.