Плёс - старинный городок на Волге, который входит в пятерку самых посещаемых туристами малых городов России. Если верить статистике, на одного местного жителя в год приходится 200 туристов. Это неудивительно, ведь он расположен на живописных холмах, которые здесь нескромно называют горами, на каждом шагу встречаются купеческие усадьбы, которые сохранились с позапрошлого века.
На этом фоне рестораны и магазины с вывесками в старом стиле, да еще с "ятями", выглядят мило и естественно. "Чайная К. Косорылова", "Трактиръ Крутояръ", "Столичная модистка" - все это вызывает добрую улыбку и желание зайти, чтобы узнать, соответствует ли то, что внутри, тому, что снаружи. Центр города - светлая и уютная набережная Волги, которую заложили в 1781 году по указу Екатерины II. Ее застраивали в едином стиле, и сейчас можно любоваться купеческими домами с одной стороны и сверкающей на солнце рекой с многочисленными причалами - с другой.
Сюда приезжали за вдохновением художники Илья Репин, Василий Верещагин, Александр Маковский, а Федор Шаляпин так полюбил эти места, что построил себе дачу. Но больше всего сделал для Плёса Исаак Левитан, который провел здесь три лета и написал две сотни работ, ныне "рекламирующих" город в галереях по всей России. В местном музее художника говорят, что его старый друг Антон Павлович Чехов так отозвался о написанных здесь картинах: "В твоих работах появилась улыбка".
Поселиться в Плёсе не так просто, хотя, казалось бы, все - для туриста. Здесь есть и отели, и гостевые дома, и пансионаты, и апартаменты, но гостей предупреждают: в городе, который занимает первое место в стране по числу приезжих на одного жителя, номер нужно бронировать очень заранее.
"Усадьба дикого барина", которая прославилась как "избинг-отель" - не исключение. Комплекс официально открылся только в июле, но свободные места в нем бывают редко. И это несмотря на то, что цены "кусаются": аренда малой избы с двумя спальнями и столовой в сезон обойдется в 24 тыс. рублей с завтраком, а большой - в 29 тыс. Гостям предлагают мастер-классы пейзажной живописи, сенокоса и копчения рыбы, а также экскурсии и ежевечерние посиделки у костра. Но главное - предлагают тишину, минимальное "световое загрязнение неба" и… отсутствие телевизора.
Как рассказала "РГ" менеджер отеля, состоящего из пяти рубленых изб на границе города и леса, в начале ХХ века на этом месте находилась усадьба помещика Огуречникова, которого местные прозвали "диким барином". И сейчас гостей здесь встречает типичный деревенский пейзаж: деревянные дома в три окна, на лужайке оборудовано место для костра, сложены дрова, рядом бьет ключ, вода из которого пригодна для питья. Ничто не говорит о том, что внутри этих изб путешественников ждут полностью оборудованные современные гостиничные номера в сочетании с бревенчатыми стенами и сладким запахом дерева. Владелец "избинга" бизнесмен Алексей Шевцов поясняет: это слово состоит из "избы" и английского окончания "ing", которое намекает на комфорт, "потому что именно англичане с ХIХ века отличались изобретениями, которые связаны с современным комфортом".
Алексей Шевцов не просто ввел в обиход слово "избинг", но и запатентовал его еще год назад как товарный знак в сфере индустрии гостеприимства. Он рассказал "РГ", откуда взялось это слово и к чему приведет.
Алексей, понятно, что апартаменты или гостиницы в избах есть по всей России, но не все они называются "избинг-отелями". То, что вы придумали, - это маркетинговый ход или определенная концепция?
Алексей Шевцов: Это концепция. Сейчас есть глемпинги - очень перспективное направление, потому что это быстро возводимые некапитальные средства размещения, которыми можно в короткое время обустроить, допустим, берега рек и озер, леса, где невозможно получить разрешение на строительство. Если пытаться делать фундаментальный отель, на это, с учетом согласований, могут уйти годы.
А глемпинги - скоростная технология. Но у них есть, на мой взгляд, один недостаток: они агрессивно смотрятся на фоне русского культурного пейзажа. Например, в Плёсе - в средней полосе, где рядом деревеньки, избушки, они бы выглядели как нечто из космоса. А мы здесь уже 20 лет занимаемся тем, что прививаем русским избам комфорт. Это направление началось не сегодня. Еще в 2004 году мы делали отели из купеческих домов. Получалось поразительно: снаружи старина, а внутри - бутик-отель, который отвечает потребностям самого взыскательного путешественника. Ведь главное, что упустили те, кто смеялся над словом "избинг", - то, что мы не относимся к избе как архаичному жилищу. Мы не приглашаем людей заниматься краеведением, жить там понарошку, погружаясь в атмосферу времен крепостничества.
Мы хотим, чтобы изба, как национальный тип жилища, играла более значительную роль в обустройстве наших городов и сел. И чтобы на смену тем ветхим избам, которые сейчас умирают, приходили новые такие же, но приспособленные для людей ХХI века. Дома, которые вы видели в "Усадьбе дикого барина", - эталон для будущих многочисленных "избинг-отелей". Там мы отрабатывали тиражируемые стандарты того, как может выглядеть изба, адаптированная для современного человека.
Вообще слово "изба" в современном языке имеет несколько уничижительный оттенок…
Алексей Шевцов: Да, мы разлюбили есенинскую золотую бревенчатую избу, обрекли ее на вымирание. Сколько их по дорогам, которыми мы ездим! И мы привыкли, что почти всегда они ветхие, жалкие. Но изба может быть современной. Для этого мы берем от глемпинга его быстровозводимость, модульность, и стремимся к тому, чтобы поставить избу было так же доступно, как, скажем, купить машину.