Тяжело груженные лодки с морской капустой тыкаются в причал и встают в очередь у крана, а он медленно цепляет гигантские бурые "спагетти" и укладывает в машину. В сентябре, пока солнце не растворилось за прозрачным морским горизонтом, нужно успеть закончить "страду".
Промышленный лов ламинарии на Севере начался, как это ни странно сегодня звучит, из-за санкций, в начале Первой мировой войны в Россию перестали поставлять немецкий йод. Спасли страну водоросли арктических морей. Позже, в 30-40-х годах, из них стали извлекать ценнейшие для фармакологии и косметологии вещества. Кстати, арктические водоросли ценятся дороже всего: в холодной естественной среде они растут минимум три года, причем "банк" микроэлементов за это время утраивается.
На Малой Муксалме мы словно в прошлое завернули! Серые бревенчатые избы, иногда обшитые такой же серой доской (похоже, лагерного периода). Бесконечные сушильные ряды, на которые натянута колючая проволока, ничего лучше для сушки скользкой ламинарии пока не придумали.
Покос морской капусты, как и после Первой мировой, проводится здесь вручную: весной водорослевый комбинат Архангельска набирает рабочих, обучает, а в начале июня они начинают выходить в море. Основное средство производства - поморские карбасы, которые шьют на комбинате. Косу для водорослей на Соловках называют по-старому драгой, а добытчиков ламинарии - драгировщиками.
Принцип простой: один карбас - один человек. Стоя на лодке, драгировщик подсекает морскую капусту, вытягивая ее в лодку (каждый "листочек" весит почти два килограмма). Обычно за один раз ловец поднимает из моря не более ста штук, а ежедневный "покос" занимает четыре-пять часов.
Одним словом, для морского сенокоса выносливость нужна потрясающая. Но вымотанному за день человеку предстоит еще и высушить урожай.
Николай Осипенко из Северодвинска, надев ярко желтый фартук, ловко раскидывает остро пахнущую морем капусту на колючую проволоку. Раньше он работал в тепличном хозяйстве города, а сейчас вот, на арктических ветрах.
Зарплата на острове сдельная. Капустные "гуру" могут добывать за день до тонны ламинарии и получают соответствующе - почти миллион за сезон. Только вот в "гуру" превратятся немногие, романтика лишь крючок, на котором долго не продержишься. В поселке драгировщиков полная архаика. В домиках, к примеру, только "джентльменский" набор - стол, стул и кровать. Из благ цивилизации - электричество, которое подается не на полный день. Примерьте на себя: готовы выдержать? Даже судно, которое забирает урожай в Архангельск, за 60 с лишним лет не изменилось, старушка "Даурия" бегает на Муксалму с 1962 года.
А главное, что любой дождь и туман способны лишить выловленную с огромным трудом ламинарию ценнейших микроэлементов, сделать некондиционной, а значит, снизить стоимость морской капусты при сдаче комбинату. Только вот даже самых простых навесов на острове мы не увидели.
Неудивительно, что естественные плантации Белого моря сегодня используются вяло. По данным Росрыболовства, сейчас здесь разрешено "косить" около 60 тысяч тонн водорослей в год. Но добыча обычно не превышает пять тысяч тонн, несмотря на то, что в водорослевой сфере специализируются полтора десятка компаний Поморья и Карелии.
Конечно, если заменить косу на механику, "подводное золото" можно осваивать эффективно. Но у Белого моря уникальное песчано-илистое дно, поэтому комбайны, которые раньше сюда пускали, выдирали ценнейший продукт вместе с корнем: пришлось от них отказаться.
- В поселке нужны не 15 древних избушек, а несколько современных жилых модулей по типу вахтовой добычи, - считает Илья Боярко, независимый экскурсовод Соловков, детально изучивший водорослевый промысел в Белом море. - Не так давно говорилось о том, что разрабатывается драга, у которой нет аналогов. Но пока здесь, на Соловках, не увидели ни ее, ни аналогов. А в идеале нужна платформа со специально разработанной для Белого моря механической драгой.
Тем временем на водорослевом комбинате "РГ" рассказали, что сейчас проводят ревизию всех существовавших ранее проектов, а проектным компаниям направили техзадания на разработку нового комбайна.
...В киоске архангельского аэропорта рассматриваю яркие коробочки водорослевого крема с обновленным дизайном. Но вместо них почему-то вижу усталые лица людей и серый бревенчатый поселок.