Лесную амнистию запустили в 2017 году, и сегодня специалисты отмечают, что в целом она удалась. А шесть лет назад очень многие - от экологов до чиновников - выступали против этого инструмента. Они опасались, что новшество позволит незаконно застраивать земли лесфонда.
Напомним, что к 2017 году накопилась спорная территория в два миллиона гектаров: в Государственном лесном реестре (ГЛР) эти участки числились как боры и рощи, а в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) - как земли населенных пунктов или сельхозназначения. На многих участках у опушки леса давно стояли дачи или частные дома, в которых жили люди. Но из-за путаницы в учете они либо не могли зарегистрировать свою недвижимость, либо рисковали в любой момент потерять право на нее.
Неразбериха возникла по ряду причин. В советские годы земли, на которых строили дачные поселки, можно было не выводить из лесфонда. Кроме того, с 2001 года действовал упрощенный порядок учета зеленых участков.
Лесная амнистия установила приоритет данных ЕГРН для тех случаев, когда права на участок возникли до 1 января 2016 года. При соблюдении условий его выводят из лесфонда. Тем самым люди сохраняют право на участки и постройки.
Одной из самых проблемных в этом отношении была Ленинградская область. Как сообщало управление Росреестра по региону, у его жителей возникали многочисленные проблемы с согласованием различных документов и споры о порядке пользования такими участками. Зачастую в состав лесфонда входили дороги, садоводческие товарищества, а порой и целые населенные пункты. При этом лесные участки во многих случаях не имели установленных границ, их нельзя было посмотреть на публичной кадастровой карте. Собственники домов и дач иногда даже не догадывались, что их владения в ГЛР числятся как лес.
В Вологодской области на момент запуска лесной амнистии 215 участков состояли на двойном учете. С такими же проблемами сталкивались в республиках Карелии и Коми, в Поморье и Мурманской области. Кстати, в Заполярье недавно выступили с инициативой ввести специальную арктическую амнистию для подобных случаев.
По данным Росреестра, активнее всего за лесной амнистией обращались жители Московской (порядка 11 100 заявлений) и Ленинградской (2300) областей, а также Карелии (1515). Но в 79 процентах случаев пересмотр статуса участков инициировал сам Росреестр.
Амнистия должны была завершиться в 2023 году, но ее продлили до 2026-го. Кроме того, недавно этот механизм упростили. У владельцев участков, которые пересекаются с лесом, появилось еще больше оснований для амнистирования. Так, землю исключат из лесфонда при наличии на ней объекта недвижимости, не связанного с использованием лесов, - это может быть частный дом. Но есть условия: права на него должны быть зарегистрированы в Росреестре, а площадь пересечения участка и лесфонда занимать менее 0,1 гектара.
- Дополнительные критерии позволяют добросовестным гражданам амнистировать свои участки, - отметил заместитель руководителя Рослесхоза Вячеслав Спиренков на форуме "Леса России". - Это касается тех случаев, когда при выявлении пересечений с лесфондом не нашлось оснований исключить земли из ГЛР и в то же время оставлять их там нецелесообразно из-за невозможности вести лесное хозяйство. Поэтому понадобилась разработка дополнительных критериев для амнистирования.
Как отмечают в Рослесхозе, этот механизм также защищает сами леса от незаконной застройки. После его применения в ЕГРН автоматически меняются границы лесничеств. В результате любой желающий может посмотреть, где строить нельзя.
Кстати, закон о лесной амнистии также установил особый порядок образования населенных пунктов из бывших поселков, построенных до 2007 года для заготовки древесины. Это позволило оформить участки, на которых еще с советских времен живут люди.
Вячеслав Спиренков, замглавы Рослесхоза:
- Есть участки, на которых уже нецелесообразно вести лесное хозяйство, например, из-за их малой площади, но мы, из-за отсутствия подходящих критериев, не могли амнистировать такие территории. Критерии, которые мы разработали совместно с Минприроды России, позволят амнистировать спорные участки.