Предполагается, что эта программа будет включать в себя ограничение закупок импортной рыбы, меры стимулирования производства готовой продукции и социальную рекламу. Кроме того, предложено восстановить памятные с советских времен "рыбные четверги". По экспертным оценкам, потребление рыбы в России может быть увеличено минимум в два-три раза, отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Одним из значимых пунктов программы должен стать запрет на приобретение зарубежной рыбопродукции, если имеются российские аналоги. Еще одна мера заключается в том, чтобы расширить рыбное меню кафе и ресторанов - об этом уже достигнута договоренность с Ассоциацией рестораторов России.
Представители крупных рыбопромышленных компаний в один голос говорят, что российскому внутреннему рынку не свойственны традиции потребления рыбы, а значит, не стоит навязывать покупателям товар, который им малоинтересен. Однако есть и другое мнение: слабый интерес к рыбе - следствие не отсутствия традиций, а высоких цен, вызванных огромными объемами экспорта.
- То, что происходит сегодня на рыбном рынке, очень напоминает ситуацию с топливом. Холодильные мощности Мурманска забиты разнообразной рыбой, однако в продажу у нас она поступает по европейским ценам. Оптовая цена мурманской трески, замороженной на судне, колеблется в пределах 275-285 рублей за килограмм при минимальной партии 10-15 тонн, а в рознице мороженая обезглавленная треска стоит около 420 рублей за килограмм. Владельцы ждут момента, когда смогут отправить рыбу за рубеж, - говорит Александр Мананников, владелец мурманского рыбного предприятия "Фреш Фиш".
Но даже по таким ценам купить ее сложно. Например, судам с европейским номером, где установлено иностранное оборудование, поставлять треску на российский внутренний рынок неинтересно. Как правило, в этом случае судовладелец стремится продать рыбу за валюту, чтобы рассчитаться с зарубежными партнерами, обслуживающими судно.
- Владельцы одного из судов переводят деньги в Норвегию через офшорные компании, платя агентские взносы на сумму 50 тысяч долларов, чтобы обслужить суда и выпустить их на промысел, - добавляет эксперт. - И дело не только в прихоти судовладельцев, но и в том, что у нас нет верфей, способных работать с такими судами.
Мурманская рыба пользуется огромным спросом за свое высокое качество: треска, выловленная в Баренцевом и Карском морях, значительно превосходит дальневосточную и по вкусовым качествам, и по содержанию полезных веществ. Но найти ее в мурманских магазинах почти нереально. Торговые сети, ориентируясь на покупательскую способность, предпочитают закупать наиболее дешевую рыбу из Китая и Чили. Что касается российской продукции, то чаще всего ретейлеры в Мурманске торгуют дальневосточной рыбой, выловленной не в этом году и даже не в прошлом. Любопытно, что на экспорт треска Дальнего Востока почти не идет - пролежав год-два в холодильниках, она отправляется в центр страны. Мурманская треска, напротив, почти вся уходит за рубеж.
При этом экспорт баренцевоморской морепродукции расширяется. В аэропорту Мурманска даже строят пункт досмотра для контейнеров с жидкостью, чтобы иметь возможность отправлять в Китай живых крабов. Их возят туда и сейчас, но через Шереметьево, куда крабов в контейнерах доставляют грузовиками прямо к грузовым самолетам. Кстати, о большой потребности российского потребителя в рыбе говорит тот факт, что вся мойва, выловленная в 2023 году, осталась на внутреннем рынке и пользовалась большим спросом. То же можно сказать о копченой и вяленой путассу. А ведь эти виды рыб считаются едва ли не "сорными", они не идут ни в какое сравнение с треской однократной заморозки из Баренцева моря.
Позицию Александра Мананникова разделяет и директор по продажам компании "Мобитрак" Александр Савчук. По его словам, чтобы жители российских городов ели больше рыбы, она должна, прежде всего, стать дешевле. С каждым годом растет популярность рыбных блюд формата стритфуд: стоит появиться на каком-либо мероприятии фудтраку с ними, как к нему тут же выстраивается длинная очередь. То, что такие фудтраки пока можно увидеть мало где, объясняется главным образом дороговизной: рыбный стритфуд примерно на 30 процентов дороже мясного или куриного.
Выходом может стать только жесткое вмешательство государства. Необходимо ввести требование, согласно которому вся рыба, добытая российскими судами по национальным квотам, должна доставляться на российский берег, подчеркнул руководитель подразделения Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району Алексей Гузь. Также следует установить лимит на экспорт не более 50 процентов и выработать механизм госрегулирования цен на рыбопродукцию, чтобы поддержать предприятия, ориентированные на внутренний рынок.
Алексей Гузь, руководитель подразделения Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району:
- Около 80 процентов водных биоресурсов и более, выловленных российскими рыбаками в районах регулирования Смешанной российско-норвежской комиссии, направляется за рубеж, причем значительная часть этого объема вывозится в недружественные страны. Несмотря на прямые обращения руководства страны, владельцы рыбопромышленных предприятий Северного бассейна стремятся сохранить экспорт рыбопродукции в недружественные страны либо переориентировать экспортные потоки в страны АТР. Кроме того, компании-экспортеры создают неравные конкурентные условия для предприятий, обеспечивающих внутренний рынок. Ими лоббируются вопросы отмены обязательной доставки уловов, добытых в Баренцевом море, в порты РФ. В течение последних полутора лет подорожание рыбы в торговых сетях составило 20-30 процентов. По оценке отраслевых специалистов, до 60 процентов рыбного сектора - это продукция аквакультурных хозяйств и полуфабрикаты с низким содержанием полезных веществ.