Калининградское бизнес-сообщество обновленный закон о такси ждало давно. Дополнительные возможности для самозанятых позволили бы областным таксопаркам и агрегаторам легально закрыть кадровые вопросы. Да и в самой сфере, полагают аналитики, давно следовало навести порядок. Вот только многие оказались не готовы к резко увеличившимся расходам.
- Нужно понимать, что есть дорогостоящие вещи, к которым самозанятые должны быть готовы. На ум сразу приходит ОСАГО, который для такси в разы дороже, чем для обычного водителя. По данным статистики, около 80 процентов перевозчиков региона работают на непостоянной основе. Отсюда вопрос, захотят ли самозанятые приобретать дорогостоящие полисы, учитывая, что работа в такси не является их основным видом деятельности, - прокомментировала ситуацию бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова. - Здесь в том числе должны хорошо поработать страховые компании. В противном случае все поблажки, которые законодатель сегодня предоставляет самозанятым, окажутся бессмысленными. Водители просто упрутся в слишком большие затраты, что негативно отразится на цене для пассажиров.
К слову об ОСАГО. Его стоимость для легальных перевозчиков разнится, но в среднем калининградским таксистам нужно заплатить за полис около 25 тысяч рублей. При этом сумма страхового покрытия ничем не отличается от таковой для рядового водителя. В том числе и по этой причине самозанятые таксисты начинают хитрить и покупают обычный вариант страховки.
- Водители, подрабатывающие в такси, не готовы вкладывать такие деньги, поскольку считают это несправедливым. Шли разговоры о том, чтобы выдавать краткосрочные полисы на срок от одних суток. Однако вопрос их доступность и цены по-прежнему остается открытым, - рассказали в одной из городских служб такси. - Число аварий с участием самозанятых таксистов, по нашим данным, составляет менее десятой доли процента в годовом объеме перевозок. Поэтому разделяем мнение, что для этой категории стоимость ОСАГО не должна быть выше стандартного автострахования. Сейчас отсутствие полиса является основанием для приостановления и аннулирования разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым транспортом.
Еще одним спорным нововведением стали обязательные цвета для всех такси. В Калининградской области это белый и желтый. С учетом текущих цен на рынке, покраска автомобиля может обойтись в 150-200 тысяч рублей. Это также подвигает водителей уходить в теневой сектор.
В Союзе таксистов Калининградской области подтвердили, что с 1 сентября работать стало значительно хуже. Уже возникали случаи, когда городские водители по старинке просто стояли на улице с включенным "шашками" и ждали пассажиров, минуя приложения агрегаторов. Делали это, чтобы обойти закон.
- Нововведения должны были сделать отношения между агрегатором, таксопарком и водителем более прозрачными, однако на выходе привели лишь к дополнительным обременениям. Пока закон очень сырой, а конкретные разъяснения не дают. Сегодня очень сложно легально работать. Это приводит к тому, что водителю проще купить в магазине "шашечку" за 400 рублей, прицепить ее на машину, вставать там, где не запрещено знаками, и "бомбить", как в лихие 90-е, - отметил председатель Союза таксистов региона Станислав Татаренко.
Вся эта ситуация негативно сказалась на стоимости пассажирских перевозок в эксклаве. С начала сентября она поднялась в два раза и опускаться не собирается. Теневой сектор сыграл в этом далеко не последнюю роль. Калининградская область сегодня является крайне популярным туристическим направлением, внутри региона отдыхающие предпочитают перемещаться на такси. Учитывая, что лишь десять процентов участников рынка имеют соответствующие лицензии и разрешения, цены на поездки фактически находятся в "свободном плавании" и весьма гибко подстраиваются под высокий спрос.
Легальные таксисты убеждены, что в процесс ценообразования должно вмешаться государство. Необходимо совместно с агрегаторами установить минимальную и максимально возможную стоимость поездок. При этом важно найти золотую середину, чтобы цены устраивали как пассажиров, так и перевозчиков.
По новому закону о такси все водители при трудоустройстве должны предоставить справки об отсутствии судимости. Они также не могут работать 12 часов без перерыва. В противном случае агрегаторы просто блокируют заказы. Кроме того, появились требования об обязательном прохождении медицинских осмотров и составлении путевых листов. Эти положения распространяются в том числе и на самозанятых. Эксперты убеждены, что новый подход положительно скажется на безопасности поездок.