Одна из основных задач этого закона - создать официальные реестры агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси. Теперь работать имеют право только те, кто значится в списках. Например, водители, у которых есть судимость, или нарушители дорожных правил попасть в реестр не смогут. Еще одно условие: должен быть полис ОСАГО. Каждый день перед работой таксист обязан пройти медосмотр. Это, конечно, огромный плюс: пассажир сможет чувствовать себя в большей безопасности. Однако многие владельцы предприятий и сами таксисты уже заявили, что все пункты закона сложно выполнить. Так, водитель из Севастополя рассказал корреспонденту "РГ", что получил новое разрешение без особых сложностей, его автомобиль добавлен в реестр. А вот с полисом ОСАГО для работы в такси есть проблемы.
- В Крыму получить полис очень непросто, страховые компании отказывают нам под разными предлогами, - говорит Владимир. - Я пробовал оформить электронный документ, потратил три часа, а в итоге все равно отказ. Большинство водителей работали с обычными полисами ОСАГО, но теперь за это будут штрафовать.
Ежедневный медосмотр, по его словам, дисциплинирует водителей. Не будет соблазна сесть за руль с похмелья или с высокой температурой. Главное, чтобы он не проводился фиктивно, иначе это превратится в простую продажу справок, за которые в итоге заплатит пассажир.
Водитель говорит, что работать по новым правилам можно. Главная проблема сейчас - резкое подорожание топлива, которое стоит в Крыму значительно больше чем, например, в Краснодарском крае: разница в ценах превышает десять рублей. За техобслуживание теперь тоже приходится платить больше. Поэтому некоторые службы такси стали поднимать цены: с начала августа стоимость поездок выросла на 25 - 30 процентов.
Всего в Севастополе уже почти 5000 автомобилей такси внесено в реестр, зарегистрировано 113 перевозчиков и шесть агрегаторов.
По словам председателя межрегионального отделения профсоюза работников автотранспорта "Таксист" Анны Лазаревой, за последние два года 90 процентов водителей такси в Севастополе оформились как самозанятые и трудятся легально. Поэтому получить новое разрешение для них не проблема. Однако Лазарева подтвердила сложности с получением специального полиса ОСАГО.
- Те немногие страховые компании, у которых в Крыму есть офисы, отказывают таксистам, придумывают всякие уловки, вплоть до поломки компьютера, - говорит Лазарева. - Мы поднимали этот вопрос на всех уровнях, ситуация непробиваемая. Представители Российского союза автостраховщиков говорят, что им в существующих условиях страховать такси невыгодно. А если поднять стоимость полиса до 100 тысяч рублей, то таксисты не потянут. Есть надежда на оформление страховки онлайн, недавно вновь начали принимать заявления в электронном виде.
Медосмотр водителей в городе проводит несколько частных клиник, водители должны сами обратиться и заключить договор. По словам главы профсоюза, на клиники теперь также ложится ответственность. Они не смогут выдавать липовые справки. Если водитель нарушит ПДД, попадет в аварию из-за проблем со здоровьем, а при нем будет справка, что этим утром он прошел медосмотр и был допущен к работе, то спросят с клиники.
В Севастополе не обязывают водителей перекрашивать все машины в один цвет. В профсоюзе считают, что это не повлияет на качество и безопасность поездки, а лишь сократит число автомобилей такси. Ранее было лишь рекомендовано водителям при смене машины отдавать предпочтение белому или серебристому цвету: такие авто меньше нагреваются на солнце. И многие прислушались к рекомендации.
- Изменения, фиксируемые новым законом, отразятся на стоимости проезда, - считает Анна Лазарева. - У нас и так за последние несколько лет себестоимость проезда километра выросла втрое. Она складывается из целого ряда факторов: цены автомобиля, запчастей, техобслуживания, мойки машины, замены резины, а теперь еще и прохождения техосмотра, медосмотра, покупки страхового полиса и подорожавшего топлива. Чтобы поездка была безопасной и комфортной, нужно выполнить все требования. Эти расходы лягут на пассажиров.
По данным крымской территориальной организации профсоюза работников пассажирского транспорта "Таксист", сейчас, согласно реестру на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разрешение выдано примерно 4400 водителям. Вместе с тем в реестр службы заказа такси внесено только два агрегатора, хотя на полуострове их десятки. Проблема в том, что приемом документов и разъяснительной работой в минтрансе Крыма занимается лишь один человек, что создает дополнительные сложности.
Как и в Севастополе, есть проблемы со страховкой ОСАГО для такси. До сих пор на полуострове работает лишь одна страховая компания. По данным профсоюза, страхуют автомобили такси неохотно, ссылаясь на то, что эти машины имеют повышенный износ и такой же риск аварийности. Зачастую таксистам навязывают дополнительные услуги, которые ведут к удорожанию страховки. В минтрансе Крыма, куда "РГ" также обратилась за разъяснением, от комментариев воздержались.
Руководитель одного из ростовских таксопарков Дмитрий И. рассказал, что раньше лицензию выдавали только на автомобиль, теперь - именно на человека. По его мнению, таксопарков, работающих полностью в легальном поле, было немного, но сейчас придется всем трудиться по-белому.
Большинство таксистов - подработчики, и они не готовы проходить бюрократические процедуры ради дополнительного дохода.
- Такси для меня не постоянное место работы, - говорит ростовчанин Артур Батчаев. - Сейчас, чтобы продолжить возить людей, придется пройти регистрацию, оформить дорогой полис ОСАГО, заплатить за техосмотр, перекрасить машину в желтый или белый цвет. А если внести свою машину в реестр такси и покрасить, продать ее будет крайне сложно, ведь люди считают, что при такой эксплуатации машина очень быстро изнашивается. Я таксую, чтобы заработать, а не расходовать семейные деньги. Слишком дорого это все обойдется, да и хлопот не оберешься. Буду искать другой способ подкалымить.
Кстати, в Ростовской области в соответствии с областным законом такси должно быть белого или желтого цвета.
На рынок такси повлияло еще и то, что с сентября появилась обязанность страховать пассажиров. Эти траты возьмут на себя таксопарки. Раньше, если пассажир в результате ДТП погибал, стандартная страховая выплата составляла 500 тысяч рублей, сейчас - два миллиона.
По словам сотрудников таксопарков, учитывать надо еще амортизацию, подорожавшие запчасти и бензин. Да еще и агрегатор берет процентов 20. За восьмичасовой рабочий день окупить аренду машины будет сложно, а больше восьми часов работать нельзя.
Участники рынка такси сходятся на том, что стоимость поездки для пассажира неизбежно вырастет. В Ростове-на-Дону это уже произошло: проехать несколько километров в пределах одного района раньше стоило 100 - 200 рублей, теперь - не меньше трехсот. В Крыму поездки стали дороже на 30 процентов. Не исключено, что около рынков, кинотеатров или торговых центров будут выстраиваться очереди "бомбил", желающих подвезти пассажира. Однако большинство работников отрасли убеждены, что лучше пассажиру заплатить больше, но быть уверенным в своей безопасности. Важно, что рынок такси выходит из тени. Раньше некоторые перевозчики работали под "черным флагом", а сейчас идет постепенный, не без трудностей, переход к прозрачному бизнесу.
Кстати
В Ростовской области в реестр подали сведения лишь три перевозчика, и один из них - известный агрегатор, который работает во всех регионах. Всего три предприятия зарегистрировано в Астраханской области, по четыре - в Волгоградской и в Калмыкии. Самыми активными на юге России оказались крымчане: реестр с 1 сентября пополнили 14 предприятий, в Севастополе - шесть. Большинство - это индивидуальные предприниматели.