В Кыргызстане оценили электрификацию ж/д ветки Турксиб - Балыкчи

Электрификация железнодорожной ветки Турксиб - Балыкчи потребует почти 300 миллионов долларов в виде инвестиций. Предварительную оценку крупного инфраструктурного проекта провел минтранс республики.

Возможность электрификации действующей ветки, проходящей по Иссык-Кульской и Чуйской областям Кыргызстана и связывающей их с крупным железнодорожным узлом в Казахстане, активно обсуждается в республике в последние годы и считается одним из самых перспективных для развития транспортного потенциала страны проектов. Железная дорога Балыкчи - Турксиб (бывшая Луговая) на данный момент остается главной артерией, соединяющей горную республику с другими странами.

Проект предполагает перевод парка железнодорожных машин на грузовом, пассажирском и пригородном сообщениях на электрическую тягу. Это позволит повысить скорость движения составов и увеличить пропускную способность линии. Есть в проекте и экологическая составляющая. Электрификация сократит вредные выбросы в атмосферу, поскольку на железной дороге не будут использоваться тепловозы с дизельными двигателями.

По оценкам специалистов профильного ведомства, самые большие инвестиции требуется привлечь в электрификацию самого участка Балыкчи - Турксиб. На это необходимо около 275 миллионов долларов. Еще чуть больше 20 миллионов долларов нужно, чтобы подвести к дороге линии электроснабжения, а в Бишкеке и Балыкчи построить ремонтные депо для электровозов. При этом, по мнению экспертов, при должной нагрузке обновленной дороги проект окупится менее чем за пять лет.

Глава минтранса КР Тилек Текебаев, в свою очередь, заявил в эксклюзивном интервью местному изданию Economist, что для национального оператора железных дорог республики - компании "Кыргыз темир жолу" - проект считается приоритетным, поскольку служит развитию внутренней сети страны.

- Более 261 километра этого участка, а вся его протяженность составляет 321,5 километра, проходит по территории Кыргызстана, - поясняет чиновник. - Проект имеет ряд важных преимуществ. Он позволит не только повысить пропускную способность отечественных железных дорог, но и сократить топливную зависимость. Капвложения, направленные на электрификацию участка, окупятся благодаря ежегодной экономии на эксплуатационных расходах. Электроэнергия дешевле дизтоплива. Также мы получим увеличение мощности электровозов и уменьшим затраты на ремонт и амортизацию подвижного состава.

Кто возьмется финансировать этот проект, однако, неясно. Предполагалось, что к реализации проекта могут подключиться компании из Китая и России, но конкретных договоренностей с теми или иными инвесторами нет. Более того, на данный момент в подвешенном состоянии остается и международный транспортный проект дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Стороны до сих пор обсуждают модели его финансирования, но к согласию пока не пришли.

Вариантов финансирования, как выяснилось, рассматривается всего два. Один из них предполагает привлечение кредитов, другой - реализацию проекта в рамках государственно-частного партнерства в формате "строительство - эксплуатация - передача".

- В ближайшее время мы обсудим эти варианты на встрече межведомственной рабочей группы и вынесем свои предложения для трехсторонних переговоров с китайской и узбекской сторонами, - заверил Тилек Текебаев.