Пришедших на первую премьеру сезона ждало еще одно новшество. Театр поменял название. Теперь "Школа современной пьесы" стала Театром на Трубной, хотя прежний бренд тоже остался - он прописан более мелким шрифтом. В "Школе" по-прежнему будут идти постановки по современным авторам, будут читки и лаборатории современных пьес, но репертуарный ряд будет заметно расширяться.
Островский - отличный повод, чтобы поиграть в "старомодный" театр с турнюрами и тяжелыми бархатными занавесами. Как говорит режиссер, ему хотелось, чтобы спектакль был праздником, приносящим удовольствие. Поэтому сценография оказалась щедрой на находки и обстановку. Пространство сцены решили необычно - альков, где главный герой Аполлон Окоемов (Родион Вьюшкин) уединяется со своими пассиями, устроили прямо в зрительном зале слева от авансцены. В "мастерской" Окоемова все на своих местах - покрывало и обои с цветочно-пасторальным орнаментом и златоголовые амурчики. Верх безвкусицы, которую Окоемов оправдывает, - мол, ума-то нет, главное богатство - красота, кроме как очаровывать женщин ничего он не умеет: "В постели я находчив и трудолюбив. Меня любят женщины".
"Красавца мужчину" Александр Островский написал в 1882 году. В театрах пьеса шла нечасто. В 1978-м на экраны вышел одноименный музыкальный фильм с Олегом Табаковым, Мариной Нееловой и Людмилой Гурченко в главных ролях. Но у московских театралов еще осталось послевкусие от спектакля "Красавец мужчина" Данила Чащина, который он поставил в Театре им. Пушкина в декабре прошлого года. Спектакль-шампанское, сатира на блестящую гламурную жизнь, где действие из сада летнего клуба перенесено в современный ночной клуб. Дмитрий Астрахан оставил своих героев в рамках описанного Островским времени. И безупречно сохранил текст классика, что, правда, не во всех сценах пошло на пользу спектаклю.
Напомним, в центре пьесы - сюжет о бессовестном альфонсе Аполлоне Окоемове, который промотал все состояние своей честной и безупречной супруги Зои. Теперь ему ничего не остается, как найти себе новую пассию, только с приданым побогаче. Но чтобы развестись, нужна серьезная причина. Например, измена. И Зоя становится заложницей подлого замысла Окоемова. Собственными руками она должна разрушить брак, пригласить на интимное свидание неказистого землевладельца Федю Олешунина (Денис Кутузов), который так же, как и Карандышев из "Бесприданницы", хочет обладать Зоей, чтобы повысить свою самооценку. Потирая лысину перед свиданием, тот наконец выводит формулу любви: "Впрочем, что же наружность? Это вздор".
Как и в "Бесприданнице", в "Красавце мужчине" нет ни одного положительного мужского персонажа. И блестяще, крупными мазками написанный Иваном Мамоновым барин Никандр Лупачев мечтает о Зое, чтобы в свет выйти было нестыдно. Комично дефиле - "биржа женихов", когда один за другим самцы сомнительной наружности в духе объявлений о знакомстве представляют - или продают? - себя любимых. К ним в финале примкнет и Аполлон Окоемов: "Скромный и бедный молодой человек, или не очень молодой, но страстный, готов познакомиться и любить женщину с состоянием".
Островский, а вслед за ним и Дмитрий Астрахан разрушают ставшее во все времена аксиомой - жениха надо искать побогаче, а выходить замуж повыгоднее. Но из-за фальши в таком браке где-то да порвется. Вряд ли Зоя полюбила своего Аполлона только за красоту. Она любит тем незапятнанным чувством, которое бывает только в молодости. Оттого нежная Зоя (большая заслуга актрисы Акатовой) у Астрахана просто растоптана предательством Окоемова в отличие от Зои Данила Чащина, которая будто от дерзости мужа стала только сильнее.
Так что "Красавец мужчина" в Театре на Трубной не стал манифестом феминизма, но гимном душевной чистоте, которая, по мнению режиссера, способна победить цинизм.