04.10.2023 18:44
    Поделиться

    В России введут идентификацию автономных судов

    Минтранс подготовил проект документа по идентификации автономных судов, он размещён на портале нормативных правовых актов. Вместе с тем, два экопарома Росморпорта первые в мире получили удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов. В отрасли рассказали, как происходит подготовка экипажей на такие судна.

    В соответствии с проектом документа Минтранса, уникальный идентификатор автономного судна будет присваиваться уполномоченным классификационным обществом. Он должен формироваться из трехбуквенного кода страны (RUS), буквенного указателя степени автономности - полностью автономное (FA) или полуавтономное (SA), регистрового номера и уникального идентификатора судовладельца. Перечень информации будет разделяться дефисами и иметь следующий формат: RUS-FA-123456-1234567890123, или RUS-SA-123456-IMO1234567

    Уникальный идентификатор автономного судна предлагается наносить на видном месте судна: он должен быть заметен, размещен в стороне от любой другой маркировки и окрашен контрастирующим цветом.

    Что касается удостоверений морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов, первыми получившими в мире стали экопаромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", осуществляющие перевозки на линии "Морской порт Усть-Луга - морской порт Калининград". Документы, выданные Российским морским регистром судоходства в конце сентября 2023 года, позволяют осуществлять дистанционное управление судами с возможностью перехода на ручное управление при движении в море, а также на ручное управление с поддержкой принятия решения, в том числе при прохождении узкостей и входе в порт.

    Работы по переводу паромов в режим автономных судов осуществлялись Росморпортом совместно с компанией Sitronics KT с 2022 года в рамках федерального проекта "Автономное судовождение". Сейчас такие паромы оснащены оборудованием а-Навигации, включая автономную навигационную систему, оптическую систему анализа окружающей обстановки и состояния судна, систему управления движением и маневрированием, а также систему контроля и наблюдения за системами судна.

    Однако в ближайшее время технология не будет широко внедряться, поскольку пока проходит тестирование, рассказали "РГ" в Росморпорте.

    В ведомстве добавили, что пока обладают только двумя такими паромами, кроме того, система автономной навигации сейчас устанавливается уже на третьем судне - сборщике льяльных вод на Окской судоверфи.

    Для обеспечения дистанционного режима управления судами в Санкт-Петербурге создан Центр дистанционного управления Росморпорта (ЦДУ). Он оснащён необходимым оборудованием, в частности - пультом дистанционного управления, и является рабочим местом оператора автономного судна.

    Очередное обучение экипажей капитанов центра дистанционного управления завершилось 29 сентября 2023 года, рассказал "РГ" проректор РУТ (МИИТ) Соколов Сергей Сергеевич.

    "Подготовка экипажей первых в Российской Федерации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский" проходила в учебно-тренажерном центре Академии Водного Транспорта Российского Университета Транспорта. Управлению обучались на специально разработанном для этих целей единственном на сегодняшний день в России тренажере по обучению морскому автономному судовождению. Параллельно в Российском Университете Транспорта также шла подготовка коллектива центра дистанционного управления, который с берега управляет автономными судами", - рассказал "РГ" проректор РУТ (МИИТ).

    Присвоение паромам "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский" класса автономности Российского морского регистра судоходства является важным этапом развития отечественной технологии автономного судовождения: это позволит получать практический опыт а-Навигации для последующего широкого внедрения технологий автономного судовождения в России и в мире.

    Поделиться