05.10.2023 17:16
    Поделиться

    В Россию пришло рекордное за четыре года число иностранных брендов

    С начала нынешнего года в Россию пришло 16 иностранных брендов. Это больше, чем за весь 2022 год, на 46%, отмечают эксперты NF Group. В прошлом году в страну пришли лишь 11 брендов. Нынешний показатель также больше, чем в 2021 году (15 брендов) и в 2020 году (13 торговых операторов). Однако заметно меньше, чем в допандемийном 2019 году, когда в Россию пришли 26 брендов.
    Отсутствие острой конкуренции со стороны крупных западных ретейлеров открыло перед новыми игроками широкие возможности.
    Отсутствие острой конкуренции со стороны крупных западных ретейлеров открыло перед новыми игроками широкие возможности. / РИА Новости

    За третий квартал в нашу страну пришли три иностранных игрока - магазины одежды Ayal из Киргизии и Comintern из Беларуси, а также турецкий ретейлер, реализующий товары для дома - Kelebek.

    В целом с начала года большая часть ретейлеров, пришедших в Россию (56%),представлена турецкими компаниями. Они работают в ценовом сегменте "средний" и "выше среднего" и занимаются продажами одежда и обуви, а также и товаров для дома. Примерно 20% новых брендов представлены ретейлерами из Беларуси, оставшаяся часть приходится на игроков из Эстонии (профиль - нижнее белье), Южной Кореи (одежда), Австралии (спортивная одежда) и Киргизии.

    В 2022 году восточные компании впервые активно начали входить на российский рынок, отмечают аналитики. Отсутствие острой конкуренции со стороны крупных западных ретейлеров открыло перед новыми игроками широкие возможности: они занимали топовые локации и успешно привлекали свою целевую аудиторию. При этом год назад ассортимент товаров был более разнообразен - помимо одежды, обуви и товаров для дома тогда появились иностранные компании, которые занимались парфюмерией и косметиков, аксессуарами, общественным питанием.

    На 2023 год пришлись как массовые переоткрытия западных сетей под новыми именами, развитие российских брендов и увеличение форматов в российских торговых центрах, так и активный приход новых иностранных брендов, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. "Безусловно все эти события радуют торговые центры, хотя, надо отметить, что новые бренды пока заходят небольшими шагами - поэтому эффект от их прихода на рынок мы увидим не раньше следующего года, когда пойдёт масштабная экспансия в том числе и в регионы". Несмотря на ожидание участников рынка, по его мнению, вряд ли даже после этой экспансии посещаемость торговых центров и спрос посетителей классических розничных магазинов вернётся на уровень 2019 года и раньше. Хотя, безусловно, это окажет сильное воздействие и на снижение вакансии в торговых центрах, и на рост посещаемости. "Однако, помимо этого, торговым центрам необходимо искать новые возможности для трансформации и привлечения покупателей: через усиление развлекательной составляющей, концепций общепита, общественных пространств - не исключено что в этом нам помогут также иностранные игроки", - говорит Люлин.

    По показателям Mall Index компании "Focus", количество посетителей на единицу площади торговых центров (ТЦ) в этом году в городах с от 250 тысяч до 1 млн человек примерно то же, что и год назад. По сравнению с 2019 годом число посетителей сейчас меньше на 20-21%.

    Рынок реагирует на снижение популярности ТЦ уменьшением числа строящихся торговых объектов. Так, ввод торговых центров в Москве в нынешнем году стал минимальным с 2013 года, подсчитали в IBC Real Estate. В этом году было запущено 52 тысячи кв.м качественных торговых площадей. Это на 32% меньше, чем за три квартала 2022 года. В целом за год, по прогнозам компании, отставание от прошлого года будет в 11%.

    Снижение количества выходов иностранных сетей в Россию началось в пандемию. Тогда, отмечали аналитики, многие компании корректировали свои планы - как из-за сложностей в экономике в целом, так и из-за бурного рывка онлайн-торговли.

    В прошлом году с российского рынка начали уходить иностранные бренды. Сейчас, как рассказывали недавно эксперты IBC Real Estate, по итогам трех кварталов в ТЦ Москвы доля приостановок работы магазинов составляет лишь 2,4% против 11,7% годом ранее. На смену ушедшим ритейлерам пришли новые бренды, которые купили бизнес ушедших, развивающиеся российские бренды, а также новые бренды из дружественных стран. На рынке наблюдается три стратегии знаковых "возвращений" на российский рынок, отмечают эксперты. Часть ушедших магазинов наполнилась новым ассортиментом товаров. Часть - продает те же вещи, но с другими бирками (как правило, их изготавливают на тех же фабриках, однако были изменены способы доставки). Еще часть - представила нечто похожее на то, что было, как по концепции ассортимента, так и иногда даже со сходным логотипом, хотя прежний и новый бренд никак не связаны.