Михаил Кузнецов: Темпы строительства в Арктике могут обогнать дальневосточные после расширения льготной ипотеки

Дальневосточная ипотека под 2% будет расширена на Арктику в этом году, это может увеличить темпы строительства в разы. Об ипотеке, адаптации бизнеса на Севморпути и привлечении инвестиций на Дальний Восток рассказал в интервью "РГ" глава "Востокгосплана" Михаил Кузнецов.
Жители севера также нуждаются в обновлении жилья.
Жители севера также нуждаются в обновлении жилья. / Виктор Васенин

Согласно вашей аналитике, на Дальнем Востоке сейчас строительный бум. Как долго он продлится?

Михаил Кузнецов: Дальневосточной ипотеке удалось подтолкнуть рынок: спрос на жилье, на строительство индивидуального жилья вырос. И теперь тянет за собой предложение. К сожалению, цены на жилье выросли. Но при высоких ценах строительство становится рентабельнее. Не секрет, что строительные материалы на Дальнем Востоке стоят на 20% дороже. Если у нас станет строительство регулярным, разовьется конкуренция, то цены стабилизируются и где-то даже пойдут вниз.

Нам нужно реконструировать 25 дальневосточных городов. Поэтому, в общем, на Дальнем Востоке строительный бум будет продолжаться десятилетия.

Стоит ли ожидать такого же строительного бума в Арктике, если там запустят арктическую ипотеку?

Михаил Кузнецов: В Арктике эффект от ипотеки может быть больше, все зависит от того, какие проекты там будут реализовываться. Если в регионе запускаются крупные инфраструктурные проекты, то там нужно строить дома. Но мы говорим все-таки об ограниченном количестве населенных пунктов. По большому счету это крупные города типа Мурманска, Норильска, Анадыри, Дудинки, в поселках на севере Якутии. То есть все те центры, где предполагается активная хозяйственная деятельность, должны быть реконструированы.

Вы вместе с Минвостокразвития участвуете в разработке единой финансовой модели для Северного морского пути. Как идет работа?

Михаил Кузнецов: Нам приходится быстро реагировать, потому что поручение выдано достаточно давно. Нужно свериться, сколько денег тратится на инфраструктуру, сколько и какую отдачу дадут те проекты, которые сегодня реализуются в Арктике. Нужно понять, какие необходимы решения или какие необходимы инфраструктурные меры, чтобы все задуманное свершилось.

На адаптацию и перестройку цепочек, на корректировку транспортных маршрутов по Северному морскому пути потребуется год-полтора

Речь идет о том, чтобы мы в ближайшие десятилетия смогли осуществлять уже даже не десятки, а сотни миллионов тонн перевозок по Северному морскому пути. Необходимо при этом оценивать риски, сдвиги по срокам проектов, экологические риски и их воздействие на развитие СМП. В дальнейшем будут учитываться и климатические риски.

Как 1,5 года работы под санкциями повлияли на СМП? Стало ли сложнее перевозить грузы?

Михаил Кузнецов: Различные проекты и компании адаптируются к текущей ситуации. Говорить о том, что это как-то кардинально привело к пересмотру общих планов и целей, нельзя. Здесь речь идет скорее о некотором времени на адаптацию, на перестройку цепочек, на корректировку транспортных маршрутов.

Я думаю, что год-полтора потребуется на перестройку, вряд ли больше. Необходима просто корректировка. Мы видим сегодня, что "Новатэк" четко по графику сдает все свои объекты, у компании очень масштабные проекты в Арктике. Так что мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Раньше обсуждалось, что часть транзитных грузов будет перекинута через Северный морской путь. Какие возможности по перепланировке грузов и разгрузке обсуждаются сейчас?

Михаил Кузнецов: Разные есть варианты, но все-таки СМП в настоящее время выступает в качестве способа доставки углеводородов из арктических регионов к потребителям. Пока о серьезном перебросе транзита речи не идет. В ближайшие годы это может поменяться, все больше компаний проявляют интерес к транзитным возможностям СМП, поэтому будем наблюдать за развитием ситуации. В ближайшей перспективе СМП будет использоваться как резервная транспортная артерия.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов / Светлана Задера

У вас еще была аналитика про ситуацию с ТКО на Дальнем Востоке. Рентабельно ли на Дальнем Востоке создавать экономику замкнутого цикла?

Михаил Кузнецов: Пока ее нигде нерентабельно создавать. Практически во всем мире она тоже субсидируется, поэтому это вопрос приоритета. Сейчас сами жители не очень-то готовы на лишения и отказ от чего-то. И инфраструктура не готова. Я думаю, что лет пять понадобится для того, чтобы это все отстроить. Камчатку - потому что это практически остров. Чукотку - из-за того, что вывоз отходов дорогой. У Сахалина все получше, но тем не менее для Курил это проблема чувствительная. Также и в Магадане много сложностей тоже.

У вас есть сервис оценки бизнес-потенциалов в 15 городах по 11 категориям. Что вы оцениваете?

Михаил Кузнецов: Это сервис, который позволяет посмотреть, где в городе есть дефицитные площадки в плане разного рода городских сервисов. То есть насколько там нужны новые парикмахерские, магазины. Как показывает аналитика, чем южнее Дальневосточный регион, тем проще там начать бизнес. Ниже тарифы, больше рынок. Но бывают исключения, например, Комсомольск-на-Амуре, там хроническая нехватка сервисной экономики. Мы должны там какие-то усилия предпринять, чтобы она появилась и чтобы людям было удобно.

Какие меры сейчас нужны Дальнему Востоку для привлечения инвестиций?

Михаил Кузнецов: Мне кажется, с точки зрения инвестиционного климата уже очень много создано: территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток. Мне кажется, что важнейший сейчас приоритет - это инфраструктура в тех местах, где это необходимо, стабильная энергетика с нормальными тарифами, дороги. Это бизнес всегда волнует гораздо больше.

Я бы добавил третий компонент - необременительный и свободный доступ на азиатские рынки. Многие приходят на Дальний Восток не ради дальневосточников, при всем уважении, потому что рынок маленький, а ради тех рынков, которые рядом.