Книга художника - отдельный жанр искусства, зародившийся в начале XX века. Порой она совсем не похожа на обычное издание, в ней может вообще не быть текста. Это не просто оформление романа или стихотворения, а самостоятельное произведение, автором которого становится уже не писатель, а художник. Такие книги делают вручную, в единственном экземпляре или очень маленьким тиражом. Их показывают на выставках и в музеях, они уходят в частные коллекции за большие суммы.
- О книге художника мало известно в обществе, - отмечает художник и издатель Михаил Погарский, который сегодня считается главным идеологом этого движения. - Очень часто бук-артистов путают с иллюстраторами. На самом деле это совершенно разные люди. Если человек занимается иллюстрированием книги, он обязан работать на само произведение и его автора. А бук-артист использует книгу, чтобы создать собственное авторское высказывание. Это для него материал, как для живописца - холст и краски. Порой книга художника делается годами, и каждый ее выход - это событие, праздник.
На форуме в Петербурге авторы и издатели показали как книги-объекты, так и необычные работы, выполненные в форме классических изданий.
Художник Эмиль Гузаиров представил своеобразный театр в миниатюре: его книжки-гармошки раскрываются множеством невероятных способов, а некоторые даже похожи на живых существ. Их автор прежде работал архитектором - вероятно, этот опыт сделал его мастером книжных форм. Он придумал конструкцию "роуп ап", в которой страницы объемно скреплены веревками. При этом художник активно использует в работе современные технологии - 3D-печать и нейросети.
Многие книги художника нельзя просто взять и раскрыть (одна из работ так и называется - "Невозможная книга"). Чтобы показать свой проект по "Одиночеству" Бродского, основатель единственной в Москве профессиональной литографской мастерской Екатерина Смирнова достает из футляра огромные листы в форме ступеней. Таких лестничных пролетов со строками поэта - три, один больше другого. Обычно на выставках эта книга монтируется в виде инсталляции из бумажных лестниц и оконных проемов.
- Роль бумажной книги сильно изменилась, - подчеркивает Екатерина Смирнова. - Если нам нужна информация, мы достаем телефон и получаем ее. Книга художника предназначена не для чтения, а для того, чтобы посмотреть, что он думает по этом поводу. Это элитарная, кустарная, малотиражная, коллекционно-музейная история. Скоро любая бумажная книга станет уникальной, и книги художника - первые шаги в этом направлении.
Михаил Погарский превратил поэму Блока "Двенадцать" в необычные шахматы: королей и королев после революции уже нет, красные играют с белыми, а каждый "ход" - строка из произведения. Юрий Штапаков представил неординарное прочтение одного из главных романов Достоевского в виде топора в "обложке" из грубых досок. Дмитрий Саенко, который вывел российскую книгу художника на международный уровень, даже бумагу для своих работ делает сам - из текстиля: к примеру, джинсовая ткань дает голубой оттенок.
- Книгу художника практически невозможно оцифровать, потому что в ней важны тактильность, запах и многое другое. Она обращена к целому комплексу чувств. И это всегда синтез, когда один плюс один - больше, чем два, - поясняет Михаил Погарский.
Елена Павлова напечатала 72 цитаты Чехова на шелухе семечек, одела книгу Салтыкова-Щедрина в мундир и населила романы классиков их миниатюрными героями, живущими в "комнатках" между страниц. Художник Виктор Ремишевский, который преподает в художественной школе Кронштадта, показал не только свои книги и талантливые работы учеников, но и клише для печати, сделанные на сковородке и утюге.
Кстати, прямо на форуме можно было поучаствовать в мастер-классе от Юрия Штапакова: он показал, как сделать оттиск на старинном станке, который входит в постоянную экспозицию книжной графики.
Петербург считается колыбелью российской книги художника, поэтому первый форум ее коллекционеров решили провести именно здесь. В Северной столице жил и работал один из патриархов этого жанра Михаил Карасик. Он создавал и издавал книги художника, устраивал выставки, писал статьи - и в итоге оформил движение, которое сегодня активно развивается. В Москве работает единственный в мире музей книги художника - он и предложил провести первый форум ее коллекционеров.
Организаторы надеются, что продолжение следует. По их словам, такие мероприятия дают возможность не только пообщаться и обменяться идеями, но и повысить интерес к необычным книгам и расширить ряды их ценителей.