Сегодня о разногласиях западников и славянофилов существует множество обывательских мифов. Дескать, первые не любили Россию, обожали Европу, а вторые - ненавидели Европу и обожали Россию, да еще и в ее сугубо монархической ипостаси. Все это ерунда. Западники - Белинский, Тургенев, Грановский и другие - не меньше любили Россию, чем славянофилы - братья Аксаковы, Константин и Иван, Хомяков, Самарин и другие.
Очень точно об этом сказал западник Герцен, сравнив их с двуглавым орлом: они смотрели в разные стороны, в то время как были не мыслимы друг без друга. По словам Герцена, "у нас была одна любовь": и у тех, и у других было "чувство безграничной, обхватывающей всё существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума", и те, и другие любили Россию, "славянофилы, как мать, западники, как - дитя".
Что касается монархизма славянофилов, то - да, они не мыслили Россию без монархии, но при этом довольно жестко критиковали ее и решительно отрицали крепостнический строй. Тот же Иван Аксаков, будучи за границей, познакомился с Герценом и состоял с ним в тайной переписке.
"Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней", - вот кредо Ивана Аксакова.
Западники и славянофилы, в отличие от нынешних патриотов и оппозиционеров, не писали друг о друге гадостей. Единственный случай - это строки из поэмы И.С. Тургенева "Помещик", где он ехидно написал о брате Ивана - Константине. "От шапки-мурмолки своей / Ждет избавленья, возрожденья; / Ест редьку, - западных людей / Бранит и пишет... донесенья".
Последняя строка была, мягко говоря, нехороша, а главное - лжива. Никаких донесений начальству славянофилы не писали. Иван вообще отличался исключительной порядочностью и по службе, и в отношениях с людьми. А что касается "мурмолки", то - да, братья Аксаковы предпочитали народную одежду светскому щегольству. Но в этом, между прочим, был вызов общественному мнению, едва ли не больший, чем желтая кофта Маяковского в начале ХХ века. Мы - русские, почему мы должны одеваться как все европейцы? Да и что такое "все европейцы"?
Впоследствии Тургенев стыдился этих строк и отказывался перепечатывать их в дальнейшем. Он писал П.В. Анненкову: "… в "Помещике" есть мерзкая строфа (по поводу Аксакова), единственное мое литературное пятно - и если эта строфа напечатается - я принужден буду публично протестовать против этого присвоения чужой собственности".
Суть расхождений западников и славянофилов в сухом остатке была следующей: первые считали, что Россия должна идти по европейскому пути развития, а вторые - что у России свой, особый путь. Кто из них был прав, история, кажется, до сих пор не рассудила. И рассудит ли когда-нибудь?
Иван и Константин родились в многодетной семье Сергея Тимофеевича Аксакова, автора бессмертного "Аленького цветочка" и до сих пор читаемых шедевров "Детские годы Багрова-внука" и "Семейная хроника". А любители рыбалки и охоты и сегодня не проходят мимо его книг на эти темы.
Иван родился в селе Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской области (нынешняя Башкирия). Но еще когда он был ребенком семья переехала в Москву. В подмосковном имении Абрамцево проходили его детские годы. Считается, что Абрамцево описано в "Дворянском гнезде" И.С. Тургенева, а прообразом Лизы Калитиной была дочь Сергея Тимофеевича - Вера.
Учился Иван в Петербурге на правоведа, и затем многие годы работал в разных ведомствах чиновником по особым поручениям. Интересовался русским расколом. Издавал свои газеты и журналы, которые, впрочем, правительство быстро закрывало. Это к вопросу о том, кого оно больше преследовало - западников или славянофилов?
В начале Крымской войны ушел добровольцем на фронт, но дошел только до Бессарабии. Накануне второй русско-турецкой войны участвовал в создании Славянского комитета. Словом, был патриотом в самом точном смысле этого слова.
Любовь к славянскому миру унаследовал после своих поездок с больным братом по Балканским странам и пронес через всю свою жизнь.
Все предки Ивана Аксакова были патриотами России. На гербе дворянского рода Аксаковых изображены два рыцаря с копьями в правой руке, левой рукой они опираются на щит. В центре серебристого щита красное сердце, пронзенное копьем. Дворяне Аксаковы всем сердцем служили своей отчизне и готовы были отдать за нее свою жизнь.
Иван Аксаков поздно женился - на дочери любимого поэта Ф.И. Тютчева - Анне. Это был счастливый брак. А о своем тесте он написал его первую биографию.
Остается добавить, что Иван Аксаков, оставивший после себя семь томов публицистики, критики и писем, был еще и незаурядным поэтом, хотя стихи писал урывками после службы.
"К тишине, к примиренью, к покою / Мне пора бы склониться давно. / Порешить я намерен с тоскою!.. / Но могу ли? удастся ль оно?.. / И сдается - над всей бесконечной / Жизнью мира проносится стон, / Стон тоски мировой, вековечной, / Порожденный в пучине времен…"
Этим строкам могли бы позавидовать и Тютчев, и Некрасов.
Весной 1885 года, утомленный душевно и физически, Иван Сергеевич провел несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, - у него была болезнь сердца, от которой он и умер 27 января (8 февраля) 1886 года в Москве. Похоронен в Сергиевом Посаде, на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, близ Успенского собора.