Что привлекло ваше внимание в выступлении российского лидера, а также в его ответах на вопросы участников клуба?
Николя Миркович: Акценты, на которые сделал упор российский президент. На Западе предполагали, что он будет в основном говорить о конфликте на Украине, длящемся вот уже полтора года, но заблуждались. Владимир Путин большую часть своего выступления посвятил тому, как он видит мир будущего, тот, который рано или поздно придет на смену нынешнему. И это будет радикально изменившийся мир.
Конечно, Путин не обошел критикой Соединенные Штаты, Запад в целом, который не оставляет попыток навязать народам свою гегемонию, хотя с каждым годом у них все это хуже получается. В новом мире должны править не произвольные правила, что создали американцы и их сателлиты в своих эгоистических интересах, а принципы равноправия, открытости, всеобщей, а не только для избранных, безопасности, уважения суверенитета наций, справедливости и многообразия.
Причем речь, на мой взгляд, идет не о какой-то "уравниловке", а именно об уважении идентичности народов, а именно она составляет богатство рода человеческого. То, что глава российского государства обозначил эти принципы, дорого стоит.
Россия готова их придерживаться сама и призывает присоединиться к ним других. Так что впереди сложная, но крайне важная работа.
Как вы оцениваете слова Владимира Путина, а они имеют непосредственное отношение к ЕС, о том, что именно Европа "отгораживается, создает новый "железный занавес" в то время, как Россия не закрывает дверь для общения?
Николя Миркович: Можно только сожалеть, что Евросоюз, следуя внешнеполитическим указаниям США, пошел этим путем. А ведь еще в 2001 году российский президент, выступая в бундестаге ФРГ, подчеркивал важность создания "единой Большой Европы", прочной архитектуры ее безопасности. Что бы сейчас ни говорили противники России, как мне представляется, своей позиции Путин не изменил.
И ведь, действительно, коренной интерес Европы - это быть вместе с Россией по известной формуле генерала де Голля "от Атлантики до Урала" и далее до Владивостока. Как можно поворачиваться спиной к стране с богатейшей культурой, огромными ресурсами человеческими, природными, в том числе энергетическими? Как можно было отказаться от протянутой русскими руки? Увы, американцы нанесли удар по этой мечте - исконно европейской, а сами европейцы оказались жителями континента, на котором с подачи Вашингтона и НАТО вспыхнул вооруженный конфликт на Украине.
Те, кто надеялся изолировать Россию "железным занавесом", явно просчитались. Россия не изолирована. Достаточно лишь напомнить, что только на заседания клуба "Валдай" приехали представители 42 стран мира, включая известнейшего американского экономиста Джеффри Сакса, Пьера де Голля - внука генерала де Голля. В действительности, это Европа, фигурально выражаясь, выстрелила себе в ногу и рискует оказаться на обочине мира. По сути дела, слепое следование США, империи, чье влияние идет по нисходящей, может плохо закончиться для ЕС. Вслед за американским локомотивом, прицепленный к нему евровагон имеет все шансы врезаться в стену.
Говоря о европейцах, вы имеете в виду политические элиты. Не так ли?
Николя Миркович: Именно так. К сожалению, их нынешнее поколение по большей части воспитано в университетах, газетами, телевидением, голливудскими поделками в том ключе, что Соединенные Штаты - это "оплот и спаситель" западной цивилизации. А значит, и всего мира. У тех, кто сейчас у власти, вот такой менталитет. Создается впечатление, что они не способны задуматься об интересах населения стран, которыми руководят. Не суицидальное ли поведение?
Правда, начинают появляться люди с критическим мышлением, которые бросают вызов этому политическому бомонду. Если в медийный мейнстрим их не допускают, то на альтернативных интернет-платформах они становятся все более заметными. В неотдаленном будущем должно произойти то, что итальянский социолог Вильфредо Парето называл "циркуляцией элит". Это когда на смену старым неминуемо приходят новые, ибо в противном случае общество погружается в глубокий кризис. Думаю, нечто подобное произойдет и с нынешними проатлантистскими евроверхушками.