Такая трехуровневая система предусмотрена федеральным проектом "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация", в рамках которого до 2024 года на организацию этого направления будет направлено 60 миллиардов рублей.
В числе прочих медицинских центров в федеральном проекте в 2023 году участвуют 13 учреждений ФМБА России. Но еще до старта новой программы огромная работа по развитию комплексной системы реабилитации проводилась в одном из головных учреждений в области нейрореабилитации - Федеральном центре мозга и нейротехнологий.
"Развитие системы медицинской реабилитации - одно из приоритетных направлений деятельности ФМБА России. Главная цель этой работы - достижение максимально полного восстановления нарушенных функций организма человека, - рассказала "РГ" руководитель ФМБА Вероника Скворцова. - К сожалению, в течение многих десятилетий медицинская реабилитация в нашей стране ориентировалась преимущественно на возможности быстрого достижения трудоспособности. Сегодня мы прилагаем большие усилия для внедрения новой идеологии реабилитации и уже видим положительные результаты. Так, для пациента на каждом этапе восстановления составляется индивидуальная программа в соответствии с международным классификатором нарушения функций, которая корректируется в процессе оказания медицинской помощи. Это принципиально новый подход для нашей страны, основанный на индивидуальных потребностях пациента с учетом его восстановительного потенциала, прежнего образа жизни, профессии и уровня активности".
В Научно-исследовательском центре медицинской реабилитации Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России проводятся исследования, создаются и опробуются новые методики восстановления пациентов с тяжелыми поражениями головного и спинного мозга - после инсультов, черепно-мозговых травм, опухолей мозга. "Этот Центр является флагманом высокотехнологичной нейрореабилитации не только в системе агентства, но и в стране, а также центром компетенций по развитию медицинской реабилитации полного цикла", - подчеркнула Вероника Скворцова. Это означает, что восстановление начинается на самых ранних этапах болезни, когда пациент еще находится в отделении реанимации, затем продолжается в профильных стационарных отделениях силами мультидисциплинарной команды специалистов и потом - в амбулаторных условиях.
"Надо понимать, что медицинская реабилитация является частью специализированной медицинской помощи. Это не что-то "потом", а "внутри" - она должна быть полностью интегрирована в лечебный процесс и четко просчитана", - пояснила руководитель НИЦ медицинской реабилитации, главный внештатный специалист-реабилитолог Минздрава России, профессор Галина Иванова, выступая на форуме "Нейрореабилитация-2023".
"Давно стало понятно, что вылечить человека, например, перенесшего инсульт, или серьезную черепно-мозговую травму, - это только полдела, - рассказал "РГ" помощник руководителя НИЦ медицинской реабилитации Варлам Чоговадзе. - Важно вернуть человека к нормальной повседневной жизни, а в идеале, конечно, чтобы благодаря нашим усилиям пациент возвращался к трудовой деятельности".
В этом, собственно, и состоит задача медицинской реабилитации - это сложный, многоэтапный и многоуровневый процесс. Одного, даже самого лучшего специалиста тут недостаточно, поэтому каждым пациентом занимается мультидисциплинарная команда специалистов. Возглавляет ее врач физической и реабилитационной медицины - он ставит реабилитационный диагноз и координирует работу всех специалистов.
У пациентов с поражением центральной нервной системы могут нарушаться не только двигательные способности, но и речь, зрение, когнитивные функции. Поэтому в команду, которая работает с больным, входят физический терапевт (специалист по физической реабилитации, лечебной физкультуре), логопед, эрготерапевт, медицинский психолог, нейропсихолог и другие специалисты.
Реабилитация проводится в несколько этапов. Первый - самый ранний - начинается еще в отделении реанимации и интенсивной терапии. И если во многих клиниках такой подход еще только внедряется, то в Центре мозга это уже хорошо отработанная методика.
"Большое значение на этом этапе имеет вертикализация - когда пациента периодически переводят из горизонтального положения в приподнятое с помощью специального поворотного стола-вертикализатора, постепенно адаптируя к вертикальному положению. Такие упражнения помогают избежать осложнений со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые нередко возникают у лежачих больных", - поясняет доктор Чоговадзе. Разработка мышц конечностей тоже должна начаться как можно раньше. "Если не начать раннюю реабилитацию, процесс выздоровления будет проходить сложнее и медленнее", - отметил специалист.
На втором этапе пациента переводят в специальное отделение, где возможности восстановления утраченных способностей уже намного шире.
Для восстановления двигательных функций используется аппаратура с биологической обратной связью. Например, человек не может двигать рукой. Ему проводят электромиографию: говоря простым языком, выясняют, проходят ли импульсы к тем мышцам, которые должны руку поднять. А затем различными способами стимулируют те области мозга, которые должны эти импульсы посылать. Например, используется транскраниальная магнитная стимуляция - воздействие магнитного поля определенной частоты на нужные участки мозга. Этим занимаются нейропсихологи. С помощью сложных приборов можно "засечь" даже очень слабый импульс, усилить его - и человек постепенно снова обретает способность управлять своими движениями.
Иногда больной после тяжелого инсульта или травмы утрачивает не только речь, но даже способность глотать. Даже такие тяжелые поражения, говорит доктор Чоговадзе, не приговор. В восстановлении навыков пациенту помогает логопед, используя специальную аппаратуру, которая посредством направленных электрических импульсов заставляет мышцы гортани и связки снова начать работать.
При этом афазия - утрата речевых функций, которая происходит из-за поражения центра речи в коре головного мозга, может выражаться не только в том, что человек не может говорить или говорит нечленораздельно, но также в том, что он не воспринимает разговор на слух. В этом случае с пациентом работают не только логопеды, но и психологи.
На этом же этапе пациентов заново учат самым простым бытовым вещам - принимать ванну, одеваться, готовить еду. Восстановлением социальных, бытовых, а при возможности и рабочих двигательных навыков занимается специалист-эрготерапевт.
Если, например, человек из-за болезни утратил возможности к самообслуживанию - к примеру, не может отрезать себе кусок хлеба, его либо научат снова пользоваться обычным ножом, либо посоветуют специальный нож, предназначенный для людей с ограниченными возможностями. Для подобных занятий в отделении эрготерапии оборудован специальный кабинет - в нем находится, например, настоящая кухня, но с секретом - шкафы и столы здесь можно отрегулировать так, чтобы ими было удобно пользоваться конкретному пациенту. Когда мы с Варламом Афанасьевичем туда заглянули, там как раз шло такое занятие - эрготерапевт обучал пациентку чистить картошку.
Наконец, важная задача - вновь поставить человека на ноги, научить его сохранять равновесие, вернуть координацию движений и способность ходить. И в этом помогают разнообразные, порой очень сложные и дорогие тренажеры, программу занятий для каждого пациента составляет врач-реабилитолог.
Наконец, третий, и не менее важный этап реабилитации начинается, когда больного выписывают из стационара, дальнейшая работа проводится амбулаторно или в дневном стационаре. На этом этапе широко применяют физиотерапию, лечебную физкультуру, продолжают занятия на тренажерах с обратной биологической связью.
"Вся система реабилитации выстраивается таким образом, чтобы работа по восстановлению любых утраченных из-за болезни функций начиналась как можно раньше. Но если по каким-то причинам эта работа не была проведена одновременно с лечением, не нужно отчаиваться. В наш центр мы принимаем больных на реабилитацию в течение года после события, наш опыт позволяет помогать даже в сложных случаях", - заключил Варлам Чоговадзе.