"Вы сами все видите - все на одного, это же банда рыжего", - начал свое выступление польский премьер Матеуш Моравецкий, представлявший на дебатах ПиС. Он таким образом намекал на цвет волос лидера оппозиционной "Гражданской коалиции" (ГК) Дональда Туска и тот факт, что на этих выборах все партии объединились против правительства. Туск, впрочем, тоже себя особо не сдерживал. Когда дело дошло до вопроса о пенсионном возрасте, он назвал Моравецкого "Пиноккио" - потому что тот 13 лет назад публично требовал повышения возраста, хотя сейчас говорит прямо противоположное. "А что случилось, Матеуш? Раньше вы не были таким агрессивным", - говорил Туск действующему премьеру, вспоминая, как Моравецкий в свое время устраивался к нему на работу советником.
В таком примерно духе все дебаты и прошли. Вместо ответов на вопросы Моравецкий и Туск использовали свои минуты для взаимных нападок. Моравецкий обвинял ГК в готовности продать чуть ли не всю Польшу Западу и России. "Гены не обманешь. Они бы продали леса, Балтийское море и Татры", - говорил премьер. "Трусы и фрики не могут управлять Польшей", - отвечал ему Туск, указывая на то, что лидер ПиС Ярослав Качиньский ушел из правительства после начала украинского конфликта, а сейчас отказался приехать на дебаты.
Остальные четыре участника пытались все же изложить свою позицию за выделенные им семь минут, но по большому счету также критиковали правительство, хотя и не в столь резких выражениях. Союзников у партии власти в Польше сейчас действительно нет. Право-радикальная "Конфедерация", единственная, кто мог бы сыграть эту роль, пока заняла позицию "против всех" - и против ПиС, и против Туска с его "Гражданской коалицией". "Только мы можем предложить реальные перемены", - заявил во время дебатов лидер "Конфедерации" Кшиштф Босак. При этом все участники прекрасно понимали, что дебаты постановочные.
Темы предложенных к дискуссии вопросов были подобраны таким образом, чтобы Моравецкому с позиции ПиС было максимально удобно на них отвечать. А журналисты, которые вели мероприятие, говорили больше политиков и не особо скрывали, на чьей они стороне. "Я думаю, что премьер Моравецкий заранее знал вопросы. Потому что мы имеем дело с государственным, а не общественным телевидением", - сказала представитель партии "Левых" Иоанна Шеринг-Вильгус.
После окончания дебатов Туск предложил провести еще один раунд - уже вместе с Качиньским. "Я буду ждать вас двоих в пятницу. В любом месте, которое вы выберете", - заявил лидер оппозиции, обращаясь к Моравецкому. Но представители ПиС вряд ли примут это предложение, да и сказать сторонам, кроме повтора все тех же взаимных обвинений, по сути, больше нечего.