10.10.2023 10:09
    Поделиться

    В Ярославле спустили на воду электрический пассажирский катамаран

    Таких судов на верфях Ярославской области еще не строили, а существующие в России аналоги немного уступают ярославскому электроходу в размерах и ряде характеристик. Спущен на воду новый катамаран вместимостью 130 пассажиров, длиной и шириной соответственно 32,5 и 9,9 метра, скоростью 20 узлов, с двумя главными двигателями мощностью 600 кВт, электрическими батареями емкостью 1290 киловатт-часов, с восьмичасовым ходом без подзарядки и комфортабельностью дорогой яхты.
    Во внешнем облике судна отчетливо прослеживаются космические мотивы.
    Во внешнем облике судна отчетливо прослеживаются космические мотивы. / Иван Фадеев

    Контракт на строительство экологически безопасного электрического катамарана проекта Looker 1100H ярославская судостроительная компания "Паритет-Центр" и российский судовой перевозчик "ВодоходЪ" заключили на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году. Согласно договоренностям, изготовленный по собственному проекту пилотный образец ярославская компания реализует в лизинг заказчику в рамках госпрограммы обновления речного флота в РФ.

    Идейный вдохновитель проекта, соучредитель группы компаний "Паритет" Александр Лукьянов, разработавший основные компоновочные решения судна, его экстерьер и интерьер, а также энергосберегающие обводы корпуса, рассказал, что, продумывая внешний облик катамарана, они с братом Алексеем искали "что-то исконно наше, самый мощный бренд России". И в итоге пришли к мысли, что это космос, Гагарин.

    - Помните этот памятник у входа на ВДНХ? Мы поняли, что нужно опираться на наши достижения, дать визуализацию мечты. Опираясь на аэрокосмический стиль, мы и разработали этот проект, - объяснил Александр Лукьянов.

    В проектировании судна, которое выглядит как яхта премиум-класса, принимали участие также конструкторское бюро "Си Тех" и Крыловский государственный научный центр - один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования. Корпус судна построен под техническим наблюдением Верхне-Волжского филиала Российского классификационного общества.

    Большинство материалов и комплектующих, использованных при строительстве катамарана, - отечественные

    Как регулярный общественный транспорт спущенный на воду катамаран использоваться не будет. Это пока чисто туристическая история, прогулочный и экскурсионный вариант (и, по мнению его создателей, такие суда со временем заменят теплоходы типа "Москва"). А потому и строился он с тем расчетом, чтобы отдыхающие легко могли провести на судне целый день: там есть главная палуба со столиками, прогулочная и кормовая палубы с мягкой палубной мебелью, полноценный бар, сервировочная комната и другие составляющие комфортного отдыха.

    - Здесь очень мощная система климат-контроля, кондиционирования, а поскольку судно электрическое, оно практически не шумит, не вибрирует, то есть люди смогут отдыхать в абсолютной тишине, без выхлопов, с хорошей музыкой в салоне, - рассказывает Александр Лукьянов. - На главной палубе установлено панорамное зенитное остекление, причем окна немного наклонены, поэтому угол обзора очень большой. Мы старались сделать так, чтобы человек мог провести на этом судне целый день с ощущением, что он находится на яхте.

    Примечательно, что большинство материалов и комплектующих, использованных при строительстве катамарана, - отечественные. В том числе двигатели, алюминий, стекла, грунты, шпаклевка, краска и другое.

    - В этом проекте воплотились лучшие конструкторские наработки, - подчеркнул губернатор Ярославской области Михаил Евраев. - Мы поднялись в рубку: оборудование, программное обеспечение - все российское. Причем не просто российское, а созданное самим предприятием. Был приятно удивлен.

    По словам генерального директора компании "ВодоходЪ" Ришата Багаутдинова, поначалу новое судно планировали использовать в Нижнем Новгороде, где все для этого подготовили, но потом решение было изменено, и его оставляют в Ярославле. Более того - для Верхневолжского региона будут построены еще несколько аналогичных судов.

    - Когда мы стали глубже погружаться в этот вопрос, обсуждать с верфью, с правительством Ярославской области, когда увидели, какой есть огромный интерес и желание у региона развивать круизный и прогулочный туризм, мы поняли, что катамаран надо оставлять здесь и дальше строить здесь суда. Поэтому сейчас мы с верфью и с областным правительством обсуждаем программу строительства еще трех судов подобного типа для Ярославской области, - сообщил Ришат Багаутдинов.

    Кроме того, глава компании - туроператора речных круизов сообщил, что в навигацию 2024 года в регион придет их четырехпалубный теплоход "Зосима Шашков", который будет выполнять круговые рейсы по Волге из Ярославля.

    Что касается нового - "космического" - катамарана, получившего имя "Белояр" в честь князя ведической Руси, то после спуска на воду он пройдет приемно-сдаточные испытания (время до ледостава еще есть) и в 2024 году должен заступить на трудовую вахту - начать выполнять ежедневные прогулочные и экскурсионные рейсы от речного вокзала Ярославля, в том числе до Толгского монастыря. Впрочем, до этого момента для электрохода необходимо еще создать зарядную инфраструктуру - условно говоря, розетку на берегу. Но поскольку он может ходить по волнам без подзарядки восемь часов, на первых порах наверняка будет достаточно и одной розетки - в месте базирования судна.

    - Это действительно огромное событие для верфи, региона, отрасли и страны. Потому что современные инновационные суда мы строим в такой сложный для страны период, когда мы опираемся на собственные технологии, на собственные силы. Это, конечно, серьезный шаг вперед и большая гордость для нас, - оценил масштаб события губернатор Михаил Евраев.

    По его словам, Волгу необходимо сделать полноценным транспортным каналом, использовав "все те возможности, которые дает нам вода".

    - У нас должен быть и общественный транспорт достойным, и туристический. И как показывают наши судостроители, ресурсы для этого у нас есть, - уверен глава области. - Шагов в этом направлении, думаю, у нас будет много. Поскольку катамаран будет базироваться на нашей территории, то, по сути, мы сделали первый шаг к созданию нашего, ярославского флота. Кроме того, мы сейчас активно строим причалы на Волге. Они появятся в Брейтове, Пошехонье, Тутаеве. Угличе, Красном Профинтерне, других местах по всей территории региона. Чтобы к нам приезжали туристы и получали удовольствие от отдыха на нашей территории. Каждый турист - это инвестиции, рабочие места, заработная плата. Это повышение уровня жизни, развитие наших предприятий и области в целом.

    Кстати

    По информации компании "ВодоходЪ", электрическое судно "Белояр" проекта Looker 1100H стало третьим катамараном на электродвижении из серии прогулочного экофлота компании и ее дочерних предприятий. Летом 2023 года вышли на экскурсионные и прогулочные маршруты двухпалубные пассажирские катамараны на электротяге "ЭкоходЪ" и "ЭкоходЪ 2". Первый работает на Енисее по маршруту Красноярск - Дивногорск и в акватории Красноярска, второй из Нижнего Новгорода катает отдыхающих по Волге и Оке. Стильные и яркие "Экоходы" тоже рассчитаны на 130 пассажиров, но их корпус короче ярославского электрохода на 1,5 метра. Удобство таких судов оценили уже 48 с лишним тысяч человек.

    Поделиться