Поделиться

    Российским корабелам нужны дополнительные средства для строительства судов

    Строительство рыболовных судов на российских верфях почти остановилось из-за нехватки средств. Об этом заявил исполнительный директор НП "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум" Сергей Несветов на Международной выставке и конференции "Нева-2023", которая недавно состоялась в Санкт-Петербурге. И речь идет даже не о срыве графиков строительства. С формальной точки зрения отставания от них нет, поскольку они все время пересматриваются, отметил эксперт. Если отталкиваться от первоначальных графиков на старте судостроительной программы, то этот "пересмотр" продолжается уже более двух лет и превратился в хроническую болезнь отрасли.

    - Сейчас нет критической ситуации по поставкам оборудования, но она есть по деньгам, - подчеркнул эксперт. - У нас была финансовая дыра на тот момент, когда мы входили в этот проект, сейчас она больше. К сожалению, она приобрела такой размер, что дальше продолжать строительство без финансирования строительства верфи не могут. Поэтому сегодня государство должно принять непопулярное решение - докапитализировать судостроительные предприятия. Процессы стоят. Государство должно дать верфям деньги.

    Масштаб этой дыры впечатляет. По данным на февраль 2023 года, дефицит средств Выборгского судостроительного завода на тот момент оценивался в 7,5 миллиарда рублей, в связи с чем руководство верфи отказалось от планов участия во втором этапе программы, сообщается в докладе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников о перспективах устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса РФ в условиях санкций. Компания "Восточная верфь", строящая три рыбопромысловых судна и шесть судов-краболовов по программе инвестиционных квот, в октябре 2022 года подала заявление о банкротстве.

    Согласно данным ЦНИИ "Курс", 84 процента фактически строящихся судов оказались в зоне риска несдачи, подчеркивается в докладе. Согласно материалам Минпромторга России, в перепроектировании нуждаются 28 из 49 судов, запланированных к сдаче в ближайший год. Доходило до того, что, по информации Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), с заказчиками велись переговоры о возможном строительстве и сдаче судов без установки рыбной фабрики, поскольку отсутствуют необходимые аналоги оборудования.

    - На данный момент построено 19 судов, притом что было заключено в общей сложности 105 договоров на строительство, - сообщил в беседе с корреспондентом "РГ" председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов.

    Какие бы сложности не переживали российские корабелы, факт остается фактом: рыбопромысловый флот страны остро нуждается в обновлении. На сентябрь 2023 года Россия располагает примерно 1070 судами, средний возраст которых приближается к 30 годам. Сейчас в постройке находится 31 судно, отметил директор департамента гражданского судостроения ОСК Алексей Надыршин. Предполагаемые сроки их сдачи - с 2023 по 2027 год, основные объемы приходятся на 2024-2025 годы. Судостроители продолжают экспертизу заказов. В некоторых случаях была проведена работа с проектирующими организациями, чтобы вместо "враждебного" импорта в проектах были заложены либо отечественные комплектующие, либо аналоги из дружественных стран.

    - Перепроектирование где-то уже близко к завершению, где-то еще продолжается. Предполагаю, что эта работа завершится в 2024 году, и производство станет ритмичным и плановым, - подчеркнул Алексей Надыршин.

    Чтобы отремонтировать судно в доке, нужно становиться в очередь за год

    С другой стороны, огульный подход в докапитализации недопустим, подчеркнул в ходе ВЭФ заместитель руководителя Росрыболовства Хасан Лихов. По его словам, это предложение ведомство озвучивало и раньше, но, в первую очередь, важно провести анализ и определить необходимость и конкретные случаи, где без докапитализации точно не обойтись, учитывая будущую загрузку верфи и планируемые договоры. Конкретные сроки этой работы пока не обозначены.

    Однако необходимо не только строить новые суда, но и ремонтировать уже имеющиеся. Производственные мощности для этого предстоит серьезно модернизировать, а кое-где создавать заново. Прежде всего, это касается Мурманской области. В частности, по словам представителей рыбодобывающих компаний, здесь наблюдается большой дефицит доков. Два-три года назад докование небольшого прибрежного судна стоило два-три миллиона рублей, сообщил Алексей Бараков, директор мурманского предприятия "Карелрыба", которое занимается прибрежным промыслом. Сейчас эта работа стоит около пяти миллионов, а то и больше. При этом нужно записываться в очередь минимум за три месяца. Но это, как выяснилось, еще не самое худшее.

    - Чтобы провести докование более крупного судна, нужно около 30 миллионов рублей, - добавил Валентин Балашов. - Сейчас мурманские рыбаки вынуждены доковаться в Архангельске, Калининграде и Санкт-Петербурге, при этом в очередь надо становиться за год до начала работ. Конечно, если заплатить тройную цену, тебя могут пропустить вперед, но мало кто может себе это позволить. Чтобы сроки корпусных работ стали более адекватными, думаю, Мурманску необходимо минимум четыре дока.

    Прямая речь

    Алексей Осинцев, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ):

    - С учетом отсутствия отдельных видов оборудования и его аналогов важно временно продлить порог локализации строительства судов. Постановление для этого уже готовится. При определении цены важно учитывать серийность проектов, включая строительство на втором этапе инвестквот типов судов, построенных на первом этапе. Критерий серийности мы предлагаем закрепить нормативно. Кроме того, в условиях роста финансовой нагрузки на инвесторов необходимо совершенствовать механизмы государственной поддержки. Такие меры, как льготный лизинг и возмещение части затрат на строительство судна, сегодня недостаточно эффективны, так как направлены только на мало- и среднетоннажный рыбопромысловый флот. Российские рыбаки ведут промысел в основном в экспедиционном режиме, для которого нужны крупнотоннажные суда.

    Поделиться