10.10.2023 11:36
    Поделиться

    В Архангельской области построят два новых морских порта

    Первый порт России, основанный в Архангельске более 400 лет назад, получил четко обозначенную перспективу на 12 лет вперед - в правительстве России утвердили комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. За ним придет и финансирование - разделы плана войдут в государственные программы РФ и федеральные проекты, будут подкрепляться частными инвестициями.

    Напомним: в апреле "РГ" рассказала о том, что власти страны приняли решение усилить один из ключевых для Северного морского пути хаб. Береговая инфраструктура Архангельска сегодня с трудом выдерживает нагрузку, которая за пару минувших лет увеличилась вдвое. Достаточно сказать, что в прошлом году через столицу Поморья перевалили свыше 6,5 миллиона тонн морских грузов (лес, топливо, все самое необходимое для северного завоза), тогда как в 2020-м через Архангельск отправлено 3,3 миллиона тонн.

    Причем главная проблема арктических "ворот" Поморья - дефицит глубин, необходимых для приема крупных судов. Поэтому власти вернулись к проекту по созданию глубоководного морского района. Как сообщили в правительстве РФ, он будет построен в Белом море севернее острова Мудьюг в пяти километрах от деревни Куя. Здесь же появится и новый терминал, мощность которого к 2040 году составит 25 миллионов тонн в год.

    - В 2024 году заинтересованные инвесторы и правительство Архангельской области должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот ее рассмотреть. В 2025-2026 годах должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство. Ввод в эксплуатацию и нового терминала, и глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 год, - сообщили в правительстве России.

    Частью архангельского транспортного узла станет и новый порт на архипелаге Новая Земля - по плану федеральной власти, терминал введут в эксплуатацию уже в 2026 году. А главным новоземельским грузом станет свинцово-цинковый концентрат, который начнут добывать на этих арктических островах.

    О ледокольном флоте тоже не забыли: для Белого моря завершат строительство дизельного ледокола проекта 23620. Кроме того, на замену ветерану Арктики "Михаилу Сомову", потрепанному прошедшим летом во время сидения на мели в Баренцевом море, может прийти научно-экспедиционное судна проекта НЭС 126: решение о его строительстве примут в ближайшее время. Новое судно ледового класса необходимо Северной гидрометслужбе для обеспечения полярников, зимующих на труднодоступных метеорологических станциях Росгидромета. Невозможно без научного корабля и ведение экологического мониторинга в Арктической зоне России.

    И, конечно же, сухопутные дороги, без которых строительство глубоководного района теряет смысл: в транспортный план арктического хаба вошли новые подъездные пути и мосты к будущим терминалам. В частности, речь идет о главном "бутылочном горлышке" Архангельска - железнодорожной станции Соломбалка. Ее планируется модернизировать и расширить в первую очередь, с 2024 по 2027 год. Запланированы также капремонт автомостов через реки Повракулку и Соломбалку, а также строительство моста через Кузнечиху.

    Таким образом в правительстве РФ рассчитывают укрепить транспортный каркас на северо-западе России и утроить перевозки через морские ворота Поморья. Тем временем Архангельск готовятся к еще одному историческому событию: из столицы Поморья в экономическую столицу Китая - город Шанхай - по Северному морскому пути отправляется первое за все время его освоения судно с лесом.

    За арктическим пионером в Поднебесную последуют другие: линию Архангельск - Шанхай планируется сделать регулярной, причем проводить перевозки будет крупная китайская логистическая компания.

    Как рассказали в правительстве Архангельской области, предметный интерес к продукции лесопромышленных предприятий Поморья проявили китайские производители мебели: они готовы приобретать в столице Поморья пиломатериалы в объеме до миллиона кубометров в год. Первая партия груза - больше 300 контейнеров с архангельской доской - сейчас поднимается кранами на судно Xin Xin Hai 1, пришвартованное в порту.

    Следующий сухогруз должен будет отправиться из Архангельска в Шанхай во время навигации 2024-го: с нового года в столице Поморья планируется ставить "под кран" два судна в месяц, а в перспективе обеспечить ежемесячно шесть заходов судов из Поднебесной.

    После введенных в прошлом году санкций на Северо-Западе России наиболее сильно пострадал именно лесопромышленный комплекс: кардинальная перестройка логистики с Запада на Восток стала тяжелейшей нагрузкой на ЛПК. Достаточно сказать, что расходы архангельского бизнеса на транспортировку в новых условиях превысили 12 миллиардов рублей. Отметим, что и сегодня лес поставляется из Архангельска в Китай в основном по железной дороге, пропускная способность которой сильно ограничена.

    Поделиться