Поделиться

    В Петербурге самое большое количество вакансий для судостроителей в стране

    Санкт-Петербург буквально оставляет без кадров судостроительные предприятия большинства регионов, в которых они расположены. Такой вывод можно сделать из исследования кадровой ситуации в отрасли, итоги которого были обнародованы на международной конференции и выставке "Нева-2023". Как выяснилось, на Санкт-Петербург приходится более 50 процентов резюме соискателей, имеющих опыт работы в сфере судостроения. Второе место занимает Москва (9,7 процента резюме), третье место принадлежит Приморскому краю (5,4 процента). В остальных 17 регионах страны, имеющих судостроительные мощности, число резюме колеблется от 3,7 до 0,6 процента.

    С одной стороны, это можно объяснить тем, что именно в Петербурге верфей гораздо больше, чем в любом другом регионе, особенно если прибавить к ним предприятия, производящие судовое оборудование. С другой стороны, не менее 80 процентов работодателей в отрасли заявляют об остром дефиците кадров, жалуются на увеличение сроков подбора персонала и на то, что за сотрудников приходится воевать не только с коллегами, но и с предприятиями других отраслей, отмечает руководитель северо-западного филиала hh.ru Юлия Сахарова. Острее всего здесь конкуренция с компаниями, работающими в сфере промышленного оборудования, станков, комплектующих, а также в тяжелом машиностроении.

    При этом зарплаты в судостроении хоть и не самые высокие, но и грошовыми их не назовешь. В Ленинградской области инженеру по судоремонту предлагают от 60 до 80 тысяч рублей. Электрогазосварщик в Вологде, Пскове, Петрозаводске и Санкт-Петербурге может заработать от 100 тысяч рублей. В Мурманске зарплатные предложения существенно выше: сварщикам предлагают 150 тысяч рублей, судовым электромонтажникам - от 105 до 140, инженерам-технологам - от 125, сборщикам корпусов металлических судов (вахтовым методом на оборонное предприятие) - от 120 до 160, судовым трубопроводчикам - от 70 до 100 тысяч рублей. Тем не менее молодежь не всегда устраивает предлагаемая зарплата, которая на начальном уровне, разумеется, ниже, чем у опытных рабочих. Многие выпускники колледжей и вузов по судостроению считают, что за работу на Крайнем Севере они должны получать больше, даже несмотря на отсутствие опыта. Как отмечают представители отраслевых предприятий, за последние 10-15 лет количество молодых корабелов, которые после выпуска остаются в профессии, составляло максимум 25 процентов, а то и меньше.

    Сегодня судостроение и судоремонт остаются одними из самых сложных машиностроительных отраслей, поясняет Анатолий Белоев, генеральный директор Кронштадтского морского завода. Производственные процессы здесь часто имеют очень индивидуальный характер, доля ручных работ может составлять до 70 процентов, и эти работы часто приходится выполнять в неблагоприятных условиях. Более того, судоремонт, которым также занимаются кораблестроительные верфи, зачастую сложнее судостроения, поскольку объемы работ малоизвестны, сложно поддаются прогнозированию и уточняются уже в процессе самого ремонта.

    Как отмечают в Минпромторге РФ, в решении кадровой проблемы особые надежды возложены на госпрограмму "Профессионалитет". Предполагается, что программа позволит быстро и качественно подготавливать молодежь к работе на предприятиях. В этом году программу начали "обкатывать" в выбранных для этого учреждениях среднего профессионального образования. Подготовку мастеров высоких разрядов в рамках этой программы предполагается проводить в сокращенные сроки - не за четыре года, а за два (по более сложным специальностям - за три), за счет сокращения дисциплин, которые наверняка не пригодятся будущему корабелу на его работе. Кроме того, "Профессионалитет" практически гарантирует учащемуся работу, поскольку непосредственными участниками программы являются отраслевые предприятия.

    Прямая речь

    Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Президента РФ в ДФО:

    - Достаточно активно обсуждался вопрос, связанный с подготовкой кадров в отрасли. Предприятия часто готовят кадры сами. И они попросили о возможности со стороны государства профинансировать эту подготовку. Мы постараемся им в этом помочь.

    Поделиться