Актер сразу так располагает к себе зрителя, что даже странно думать, будто бы поэт Борис Рыжий мог выглядеть как-то по-другому. Кажется, это неспроста: сегодняшнее время будто создано для погружения и осмысления в то, что происходило с нами всеми, со страной каких-то двадцать-тридцать лет назад. И не случайно на экранах все чаще появляются киногерои из восьмидесятых-девяностых. Они бывают разными, но важен все-таки сам факт: потребность в осмыслении витает в воздухе.
В центре сюжета фильма "Рыжий" - екатеринбургская банда из 1990-х. Из той поры, когда люди не зависали в мобильных телефонах и не совсем утратили привычку петь в компании под гитару. Даже к поэзии не совсем еще потеряли вкус. Таков и Борис Рыжий - он, кажется, неотделим от своих друзей, свердловской шпаны, от промзоны, от общаг, от черно-белого района Вторчермета или Пластполимера, от окружающих, помятых жизнью. Бывший боксер, который числится научным сотрудником. Отчаянный - и, на свою беду, талантливый. Для многих он стал голосом выпавшей эпохи. Пронзительным и беспросветным - но летевшим все-таки на свет: "Душа моя, огнем и дымом, / путем небесно-голубым, / любимая, лети к любимым / своим".
Фраза Бориса Рыжего в фильме - "Трагедия поэта в том, что он вообще поэт" - будто нарочно контрастирует с известной строчкой Евгения Евтушенко: "Поэт в России больше, чем поэт". Стихов Бориса Рыжего в фильме звучит немало - их читает и любимая Ирина (Таисия Вилкова), и сын поэта.
"Рыжий", несомненно, новый уровень для Семена Серзина. В помощь ему сильный сценарий Саввы Минаева. Замечательные актерские работы: огненный Евгений Ткачук сыграл Романа, друга Рыжего. Олег Васильков в роли авторитета Ангольца, главы агентства ритуальных услуг "Мрамор". Наглый креативщик Роман подсказывает ему крутую концепцию фестиваля поэзии: "Мы не говорим о смерти, мы говорим о вечной жизни".
Об этом фильм и получился - у поэта Рыжего свой счет: он расплатился в 26 лет. Остался в вечной жизни - и оставил тем, кто расслышит, небесное чувство любви.
Жюри фестиваля под председательством продюсера Игоря Толстунова присудило Гран-при картине "Каникулы" - дебютной работе режиссера Анны Кузнецовой. Лучшая работа режиссера - Дмитрий Давыдов со своим якутским фильмом "Чума". Лучшая женская роль у Лизы Янковской, сыгравшей в фильме "Фрау". Режиссер этой картины Любовь Мульменко получила и награду за лучший сценарий. Лучшей мужской ролью названа работа Эльдара Калимулина в "Годе рождения" Михаила Местецкого. А лучшая работа оператора - у Алишера Хамидходжаева ("Королевство" Татьяны Рахмановой).