Для выработки единой политики управления создается специальная комиссия при Минтрансе, в состав которой войдут представители самого министерства, а также Росморречфлота, Нижегородской области, Татарстана и Чувашской Республики, перевозчиков и верфей. Ее возглавит министр транспорта Виталий Савельев.
На первом этапе проекта предлагается обеспечить субсидирование скоростных речных маршрутов от Городца до Ульяновска протяженностью 675 км, включая участок Нижний Новгород - Казань.
"В стратегии развития транспорта, которую мы утвердили, а президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поддержал, есть такое направление, как развитие внутренних водных путей. Мы решили попробовать организовать на Волге движение, которое способствовало бы развитию пассажирских перевозок, развитию туризма и производству скоростных судов типа "Метеор" и "Валдай", - заявил на совещании глава Минтранса Виталий Савельев.
Бизнес-план проекта находится сейчас в разработке. Он включает в себя строительство скоростных судов и создание необходимой инфраструктуры, причалов, системы продажи электронных билетов. Финансирование будет осуществляться субсидиями со стороны федерального бюджета и со стороны регионов, а также благодаря участию представителей промышленности и бизнеса. Для привлечения предпринимателей предложено использовать меры господдержки, например, налоговые льготы для бизнеса или субсидии на операционные и капитальные расходы, в том числе лизинг.
Протяженность внутренних водных путей Татарстана превышает 1 тыс. км. Глава региона Рустам Минниханов отметил, что развитие водных перевозок актуально для республики, средства для этого предусмотрены в бюджете региона. "Сейчас мы развиваем это направление. Строятся новые причалы и реконструируется существующая причальная инфраструктура, ведется ремонт действующего флота, в этом году мы приобрели 3 новых судна, которые построены на Зеленодольском заводе имени Горького", - сказал Рустам Минниханов. Он добавил, что пассажиропоток на речных магистралях региона планируется увеличить к 2025 году до 500 тысяч человек.
"Строительство флота планируется на двух верфях - Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева в Нижегородской области и Зеленодольского завода имени Горького в Республике Татарстан", - отметил замминистра транспорта Александр Пошивай. По его словам, развитие скоростной маршрутной сети в трех регионах уже в 2024 году позволит достичь следующих показателей пассажиропотока: Нижегородская область - 150 тысяч, Республика Татарстан - 180 тысяч, Чувашская Республика - 24 тысяч человек.
На первом этапе проекта "Речные магистрали" решаются задачи повышения транспортной доступности для населения, развития мультимодальных пассажирских перевозок, разгрузки автомобильных и железных дорог в часы пик, выходные и праздничные дни, создания новых туристических направлений и новых рабочих мест, загрузки верфей и промышленности. Для продолжения развития скоростных пассажирских перевозок проект предлагается реализовывать поэтапно с включением в него новых регионов.
В настоящее время ведется работа над устранением лимитирующих участков на реках Волга и Дон. В 2024 году планируется поэтапное завершение строительства Городецкого гидроузла на Волге и Багаевского гидроузла на Дону.