При медицинском центре "Коммунарка" на круглосуточное дежурство заступил санитарный вертолет

Это пятая в городе площадка для санитарной авиации при медучреждениях и первая на территории Новой Москвы. Круглосуточное дежурство вертолета помогает ускорить оказание экстренной медпомощи жителям ТиНАО и прилегающих округов.

По данным комплекса городского хозяйства Москвы, необходимость открытия этой площадки назрела давно. Число жителей новых территорий города стремительно растет.

Выбор ММКЦ "Коммунарка", как места дислокации вертолета Московского авиацентра, очевиден - это самая крупная и современная городская больница. Постановка на круглосуточное дежурство санитарного вертолета - в разы сократило "плечо" перевозки. Ведь, чтобы ранее доставить в "Коммунарку" больного, нужно было вертолет поднять с аэродрома или больницы внутри МКАД, долететь до места нахождения пациента, а затем везти его в медучреждение. Сейчас вертолёт оперативно может забрать пациента с территории ТиНАО и отвезти в нужное медучреждение, причём не обязательно, что это будет "Коммунарка". За первую неделю работы вертолёт совершил уже четыре полета.

На вертолетной площадке стоит бело-красный санитарный вертолет ВК-117, или как его чаще называют "крылатая скорая помощь". Эти машины оснащены всем необходимым даже для реанимации на борту.

Рядом с местом посадки стоит современный диспетчерский пункт. Площадка оснащена светотехническим оборудованием, позволяющим совершать как дневные, так и ночные полеты. Авиамедицинская бригада состоит из четырех человек: два пилота воздушного судна и два врача-реаниматолога столичного центра медицины катастроф (ЦЭМП). Для Екатерины Орешниковой - единственной женщины-пилота в столице, это первое дежурство в "Коммунарке". Всего в Московском авиацентре пилотом работает она восемь лет, до этого ещё около двадцати лет летала в санавиации МЧС. Несмотря на первое дежурство здесь, она уже доставляла в эту больницу пациента.

"Впервые в эту больницу доставляла пациента осенью, почти сразу после открытия вертолетной площадки, - вспоминает пилот. - Врачи боролись за жизнь пострадавшей, счет шел на минуты. Если бы транспортировали по земле, могли и не довезти. А по воздуху быстро долетели. Врачи спасли тогда женщину, все обошлось".

И тут же добавляет, что каждая посадка индивидуальна, не важно, сажаешь вертолёт на новой площадке первый раз или сотый.

Влияют на работу вертолета только метеоусловия. Например, когда в столице лило, как из ведра, вертолет дежурил в ангаре на аэродроме, ожидая изменения погоды. Не поднимают его и когда все покрыто льдом, есть сильный ветер с порывами более 15 м/с или гроза. В остальное время летают на чрезвычайные ситуации, ДТП, падение с высоты, заболевания, при которых по медицинским показаниям нужна срочная транспортировка больного в больницу, и на вертолете сделать это целесообразнее.

Пока минут пятнадцать разговариваем, вызовов нет. Интересуюсь, мол, почему тихо, может диспетчер уснул?

"Заранее нельзя узнать, сколько будет вылетов и куда. Случилось ЧП - мы летим, - объясняет Екатерина Орешникова. - По другим площадкам скажу, что в смену бывает и четыре - пять вылетов. А бывает - ни одного. Но не считаю такие дни пустыми, мы не понадобились, значит все живы - здоровы".

Тем не менее, вне зависимости от того, каким будет день, работа начинается у пилотов задолго до посадки вертолета на площадке. Сначала они сами проходят медицинский осмотр и получают допуск к полету. Затем приезжают на аэродром, оценивают навигационную обстановку и принимают вертолет у инженерного состава. И только получив разрешение на вылет, прилетают на площадку в больницу. С этим все строго, ведь речь идет о спасении жизней людей. Сюда же своим ходом добираются врачи. Вот у врача звонит телефон, экстренный вызов на аварию. Пилоты оценивают погодную ситуацию, и уже через несколько минут винты поднимают машину медленно и аккуратно ввысь. Провожая экипаж, диспетчер говорит, что дорога до пострадавшего заняла бы на машине около получаса, а вертолет долетит минут за 10...

Кстати: За 15 лет работы санитарные вертолеты доставили в городские лечебные организации более 7 тысяч пострадавших и соматических больных, только в этом году спасли 170 человек.