По данным комплекса городского хозяйства Москвы, необходимость открытия этой площадки назрела давно. Число жителей новых территорий города стремительно растет.
Выбор ММКЦ "Коммунарка", как места дислокации вертолета Московского авиацентра, очевиден - это самая крупная и современная городская больница. Постановка на круглосуточное дежурство санитарного вертолета - в разы сократило "плечо" перевозки. Ведь, чтобы ранее доставить в "Коммунарку" больного, нужно было вертолет поднять с аэродрома или больницы внутри МКАД, долететь до места нахождения пациента, а затем везти его в медучреждение. Сейчас вертолёт оперативно может забрать пациента с территории ТиНАО и отвезти в нужное медучреждение, причём не обязательно, что это будет "Коммунарка". За первую неделю работы вертолёт совершил уже четыре полета.
На вертолетной площадке стоит бело-красный санитарный вертолет ВК-117, или как его чаще называют "крылатая скорая помощь". Эти машины оснащены всем необходимым даже для реанимации на борту.
Рядом с местом посадки стоит современный диспетчерский пункт. Площадка оснащена светотехническим оборудованием, позволяющим совершать как дневные, так и ночные полеты. Авиамедицинская бригада состоит из четырех человек: два пилота воздушного судна и два врача-реаниматолога столичного центра медицины катастроф (ЦЭМП). Для Екатерины Орешниковой - единственной женщины-пилота в столице, это первое дежурство в "Коммунарке". Всего в Московском авиацентре пилотом работает она восемь лет, до этого ещё около двадцати лет летала в санавиации МЧС. Несмотря на первое дежурство здесь, она уже доставляла в эту больницу пациента.
"Впервые в эту больницу доставляла пациента осенью, почти сразу после открытия вертолетной площадки, - вспоминает пилот. - Врачи боролись за жизнь пострадавшей, счет шел на минуты. Если бы транспортировали по земле, могли и не довезти. А по воздуху быстро долетели. Врачи спасли тогда женщину, все обошлось".
И тут же добавляет, что каждая посадка индивидуальна, не важно, сажаешь вертолёт на новой площадке первый раз или сотый.
Влияют на работу вертолета только метеоусловия. Например, когда в столице лило, как из ведра, вертолет дежурил в ангаре на аэродроме, ожидая изменения погоды. Не поднимают его и когда все покрыто льдом, есть сильный ветер с порывами более 15 м/с или гроза. В остальное время летают на чрезвычайные ситуации, ДТП, падение с высоты, заболевания, при которых по медицинским показаниям нужна срочная транспортировка больного в больницу, и на вертолете сделать это целесообразнее.
Пока минут пятнадцать разговариваем, вызовов нет. Интересуюсь, мол, почему тихо, может диспетчер уснул?
"Заранее нельзя узнать, сколько будет вылетов и куда. Случилось ЧП - мы летим, - объясняет Екатерина Орешникова. - По другим площадкам скажу, что в смену бывает и четыре - пять вылетов. А бывает - ни одного. Но не считаю такие дни пустыми, мы не понадобились, значит все живы - здоровы".
Тем не менее, вне зависимости от того, каким будет день, работа начинается у пилотов задолго до посадки вертолета на площадке. Сначала они сами проходят медицинский осмотр и получают допуск к полету. Затем приезжают на аэродром, оценивают навигационную обстановку и принимают вертолет у инженерного состава. И только получив разрешение на вылет, прилетают на площадку в больницу. С этим все строго, ведь речь идет о спасении жизней людей. Сюда же своим ходом добираются врачи. Вот у врача звонит телефон, экстренный вызов на аварию. Пилоты оценивают погодную ситуацию, и уже через несколько минут винты поднимают машину медленно и аккуратно ввысь. Провожая экипаж, диспетчер говорит, что дорога до пострадавшего заняла бы на машине около получаса, а вертолет долетит минут за 10...
Кстати: За 15 лет работы санитарные вертолеты доставили в городские лечебные организации более 7 тысяч пострадавших и соматических больных, только в этом году спасли 170 человек.