В конкурсе "Учитель года" Михаил Ладных победил в специальной номинации "За реализацию воспитательного потенциала урока". Физика может воспитывать? На этот вопрос утвердительно ответят и титулованные знатоки предмета, которые во всем ориентируются на своего наставника Михаила Ладных, и те, для кого физика - просто школьный предмет. Ведь именно Михаил Сергеевич учит детей тому, что жизнь - это череда задач и их решение целиком и полностью зависит от самого человека.
"Любовь к решению задач у меня от бабушки, - рассказал сам педагог перед конкурсом. - Она работала учителем математики. А теперь я прививаю эту любовь своим детям и ученикам. Ведь окружающий мир и есть многообразие физических задач, которые достаточно лишь сформулировать, а решение обязательно найдется".
Михаил Сергеевич даже свой жизненный путь представляет в виде системы координат и ярких кривых.
- Давайте возьмем задачу: как стать учителем физики, - чертит он первые линии. - Моя бабушка - начальный уровень потенциальной энергии, преподаватели Белгородского государственного университета - это силы, которые воздействовали на меня в течение шести лет, работа с детьми - центростремительное ускорение...
Слушаешь учителя и невольно думаешь: вся жизнь - сплошная физика. А ему как будто этого и нужно.
"Так дети приобретают навык смотреть на проблему как на задачу, которая обязательно имеет решение", - отмечает Михаил Ладных и признается в твердой уверенности, что именно люди с нестандартным мышлением изменят мир к лучшему.
Торжественная церемония вручения "Малого хрустального пеликана" - награды призера конкурса - и все педагогическое состязание для педагога Ладных пролетело как один миг.
На белгородском вокзале с хрустальной статуэткой пеликана в руках только прибывший из столицы учитель сначала порадовался поздравительным песням коллектива, а позже, отвечая на вопросы журналистов о том, чего же хочется теперь, удивил емкой фразой: "Хочу к детям, к ученикам, на уроки хочу!"
В число 15 лауреатов конкурса "Учитель года России - 2023", то есть набравших наибольшее количество баллов по итогам первого очного конкурсного тура и находившихся в одном шаге от победы, вошли также два учителя иностранных языков из регионов ЦФО: Юлия Чистякова - преподаватель французского и английского языков из школы N 42 Ярославля и Владимир Батуров, дающий уроки английского и немецкого в 17-й школе Курска.
Потомственный педагог Юлия Чистякова призналась, что во время самого первого ее урока, еще в период учебы в вузе, сердце бешено колотилось и стучало в висках. Но она бросила себе вызов и доказала, что ей это по силам.
- Я совершенно не помню, как прошел тот первый урок. Главное - это случилось, а задуманный педагогический спринт-дебют очень неожиданно оказался марафоном, который длится уже 11-й сезон, - с удовольствием рассказывает педагог.
Она говорит, что никогда не сомневалась в выборе профессии и старается раскрыть потенциал и талант своих учеников, создать для них идеальные условия для развития, мотивировать и поддерживать каждого на выбранном пути.
Учительский стаж ее коллеги Владимира Батурова - пять лет. Но отношение к любимой профессии за это время ничуть не изменилось. По его мнению, школьные годы для ребят всегда полны тревог и волнений, и главное в профессии учителя - стать для детей старшим другом.
- Который может без лишних назиданий быть образцом и ориентиром в наш постоянно меняющийся век и, в конце концов, тем человеком, который скажет: "Я понимаю, что ты чувствуешь, я тоже через это проходил", - объясняет учитель из Курска.
А когда бывает непросто, причем настолько, что хватаешься за голову, рядом всегда оказываются коллеги, которые сталкиваются с такими же проблемами и помогают их решать.
- Я понимаю, что нужен своим ученикам, а они нужны мне, - продолжает Владимир Батуров. - Понимаю, когда вижу блеск в их глазах, когда они улыбаются, заходя в класс, или благодарят за интересный урок. И я знаю, что когда-нибудь обязательно найдется человек, который скажет: "Я стал учителем, потому что хотел быть таким, как вы". И это будет значить, что я все делаю правильно.