Журналисты "РГ" прошли по улицам Архангельска после ремонта

В столице Поморья завершили ремонт большинства улиц, запланированный в этом году по национальному проекту "Безопасные и качественные дороги". Журналисты "Российской газеты" проверили, как потрачены народные деньги.
Дмитрий Морев (в центре): В этом году у нас выполнен рекордный объем дорожных работ
Дмитрий Морев (в центре): В этом году у нас выполнен рекордный объем дорожных работ / Татьяна Сухановская

Мы сразу отметили - ремонт сделан не только по наиболее популярным в Архангельске направлениям. На маленькой и непримечательной улице Котласской, спрятанной внутри городских кварталов, асфальт привели в порядок впервые за много лет. Отремонтировали не только проезжую часть - укрепили обочины, отсыпали газоны, на которых весной появятся цветы, сформировали тротуары.

- Срок выполнения работ был до 30 сентября - все основные завершили, - отчитался представитель подрядчика Сергей Якубович. - Основная сложность была в том, что улица очень узкая, из-за чего во время ремонта здесь была затруднена организация движения. Работали в две смены. Замечания мы получили по ровности газона, по разметке на перекрестке улицы с Розой Люксембург - они не такие большие. В течение следующей недели все устраним.

Мы же со своей стороны увидели, что нарушено ограждение детского сада - вдоль него проходит новенький тротуар. Оказалось, что при его устройстве забор пришлось "подвинуть". Дорожники нас заверили - ограждение они вернут на место.

Но главное дорожное событие года в Архангельске - завершение проспекта Советских Космонавтов, о котором в городе уже легенды ходят. Дело в том, что еще вчера южная часть улицы больше напоминала деревенский проселок во время распутицы, причем у гостей Архангельска, которые случайно оказывались здесь, начиналась паника: "Куда я попал?" Неудивительно, на табличках домов гордо значилось "проспект Советских Космонавтов", а под ногами тем временем оказывались непролазные хляби.

В этом году к юбилею российской космонавтики строители сдали наконец-то последнюю часть знакового для города проспекта - от Поморской до улицы Розы Люксембург. Отметим, что глава Архангельска Дмитрий Морев лично прошел весь отремонтированный участок по только что проложенным здесь тротуарам.

- Все мы помним, в каком состоянии была раньше эта улица в центре города - грунтовая дорога с лужами, затоплением и почти полным отсутствием нормальных тротуаров. Сейчас она наконец-то одета в асфальт и разгружает трафик на параллельных улицах, - сказал глава города. - Кстати, при ремонте проспекта Советских Космонавтов по нацпроекту БКД подрядчик дополнительно сделал удобный выезд для женщины, которая использует инвалидную коляску. О такой необходимости сообщили родственники жительницы дома N 52. Просьба не осталась без внимания: дорожники не только выполнили съезд с понижением бортового камня, но и переложили тротуарную плитку, организовали пандус и установили ограничители парковки. Благодарю подрядчика за неравнодушие - это пример социальной ответственности бизнеса.

- Фактически эта часть проспекта построена заново, - заверяет нас представитель подрядной организации. - Нам осталось только "дорисовать" на парковках линии разметки - основную мы нанесли вовремя, но сейчас дорабатываем дополнительные пожелания ГИБДД. - Есть также моменты, связанные с тротуарами - в некоторых местах нужно сделать "понижения". А рядом с парковкой тротуар мы подняли, чтобы людям было удобнее ходить - хотя в первоначальном проекте эти работы не учитывались.

Тем временем Дмитрий Морев обратил внимание дорожников на скопление воды в некоторых местах - лужи появились после сильных дождей накануне. Подрядчик пообещал в начале следующего года после схода снега откорректировать этот недостаток.

А мы продолжаем путь дальше - по улице Карла Маркса. Она находится в сердце Архангельска и наиболее посещаема в любое время года. Только вот "кусочек" дороги между Троицким проспектом и набережной Северной Двины в последние годы был малопроезжим - из-за высоких колдобин и ям здесь постоянно скапливались машины, выстраиваясь в очередь на объезд. Улица небольшая, ремонт ее начали еще весной, а растянулся он на весь сезон.

Наиболее нетерпеливые читатели "РГ" обращались к нам с вопросом - почему так долго?

- Основные сложности создавал непрерывный поток автомобилей, которые по Карла Маркса не только проезжают транзитом, но еще и паркуются почти круглые сутки. Для того чтобы продолжать укладку асфальта, приходилось постоянно договариваться с водителями. Кроме того, приводили в порядок колодцы, сливную канализацию. Сейчас все основные работы сделаны, осталось закончить разметку, - ответили на наш вопрос дорожники.

Кстати, на перекрестке с Карла Маркса появился и первый в истории набережной Северной Двины пешеходный переход - просьбу горожан о том, чтобы организовать на набережной переходы-зебры, журналисты озвучили главе Архангельска на весенней пресс-конференции перед началом дорожных работ.

Компетентно

Дмитрий Морев, глава Архангельска:

- Мы вышли на приемку проспектов и улиц, которые ремонтируются у нас в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги". Я сегодня посетил три объекта. Серьезных нареканий нет, есть только небольшие замечания. К примеру, где-то не хватает разметки на парковочных местах, где-то нас не устраивают газоны. Остается также убрать оставшийся после ремонтов мусор: в течение нескольких дней все замечания должны быть устранены.

Сейчас в Архангельске принимается большинство дорог, приводящихся в порядок в рамках национального проекта - началась подготовка отчетной и закрывающей документации. Исключение составляет улица Гагарина, ремонт которой по объективным и субъективным причинам задерживается до начала ноября: здесь сейчас стыкуются две задачи - замена теплотрассы и восстановление дорожного полотна и тротуаров. Первая часть уже выполнена, а работа дорожников взята на особый контроль.

Если же говорить в целом о ситуации в Архангельске, то в этом году у нас выполнен рекордный объем дорожных работ. По национальному проекту "Безопасные и качественные дороги" на городские улицы выделено около 440 миллионов рублей. С учетом строительства Московского проспекта, реконструкции улицы Ленина, капремонта Краснофлотского моста суммарный объем средств на приведение в порядок архангельских магистралей составил около трех миллиардов рублей. Нужно также учесть, что продолжался ремонт Окружного шоссе. Одним словом, дорожники потрудились в этом году хорошо - я думаю, что горожане это отметят.

О планах на следующий год скажу пока осторожно, так как окончательное решение еще не принято. Но для подготовки проектной документации рассматриваем проспект Ломоносова на всем его протяжении, участок улицы Красных Партизан в Соломбале между улицами Адмирала Кузнецова и Полярной, а также Цигломенскую улицу, где у нас сейчас строится микрорайон из шести домов в рамках переселения граждан из аварийного жилья - дорога там есть, но ее нужно как можно быстрее отремонтировать.

300 миллионов на мосты

Впервые в этом году в рамках национального проекта в Архангельске начали ремонт мостов. Для этого городу выделено около 300 миллионов рублей - речь идет о сооружении через реку Соломбалку и о путепроводе на улице Кировской, который пролегает над железнодорожными путями.

Мы побывали на стройплощадке моста через Соломбалку в Северном территориальном округе Архангельска: даже неспециалисту понятно, что завершить работы к 1 ноября, как заявлено в контракте, подрядчику не удастся. Это притом, что работы идут больше трех месяцев, а в последние время заметно интенсифицировались.

Причины отставания комплексные: есть сложности с устройством гидроизоляции, с укладкой бетонного покрытия, с опозданием приходят стройматериалы. Мостостроители планируют завершить ремонт до середины ноября, но, как говорят они, все зависит от погодных условий.

Работу проинспектировал глава города.

- Вы увидели недостатки проекта моста, обратив на них наше внимание, и выступили с инициативой откорректировать проект. Мы пошли навстречу и начали экспертизу этих изменений. Вместе с тем во время устройства первого пролета моста активность работ была явно недостаточной, что затянуло общий ход ремонта, - отметил Дмитрий Морев.

А вот капитальный ремонт путепровода на улице Кировской планируется закончить не позднее 1 декабря: сейчас здесь, на подходах по правой половине, уже провели замену дорожной одежды, устройство тротуаров, локальных очистных сооружений и водоотведения.

Горизонт — пять лет

Глава Архангельска Дмитрий Морев объявил о разработке пятилетнего плана развития спортивной инфраструктуры города: «По поручению губернатора мы определяем, где и какие спортобъекты предстоит построить. Уже есть финансирование на новый спортзал в округе Майская горка», — пояснил Дмитрий Морев. Спортзал будет многофункциональным, в 2024-м его начнут строить рядом с центром пляжного волейбола.