Поделиться

    Рыбный день

    В Калининградской области вырос объем поддержки аквакультуры и промыслового флота
    Темы продовольственного суверенитета, развития аквакультуры и модернизации промыслового флота стали одними из основных на VI Международном рыбопромышленном форуме, который прошел в Петербурге в конце сентября. О том, как эти процессы идут в самом западном регионе страны, и смогут ли они повлиять на доступность "Омега-3" для обычных потребителей, в интервью "РГ" рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
    Антон Алиханов: Сегодня мы уже модернизировали десять промысловых судов, три новых строятся.
    Антон Алиханов: Сегодня мы уже модернизировали десять промысловых судов, три новых строятся. / Пресс-служба правительства Калининградской области

    Антон Андреевич, сколько водных ресурсов вылавливают сегодня калининградские рыбаки, хватает ли этих объемов для внутреннего рынка и экспорта?

    Антон Алиханов: Калининградская область традиционно была, есть и будет рыбацким краем. Это важная составляющая нашей экономики. Если говорить об объемах, то их можно охарактеризовать как стабильные. Это позволяет нам вводить новые мощности по рыбопереработке, модернизировать флот, строить новые суда для промысла не только в Балтийском море, но также в Калининградском и Куршском заливах, Атлантическом океане.

    На прилавках магазинов сегодня можно видеть традиционную для области салаку, кильку, камбалу, треску, леща, судака, окуня, корюшку и другую рыбу. В цифрах объемы вылова составляют около 250 тысяч тонн в год, из которых 200 тысяч тонн приходятся на Атлантику, 50 тысяч тонн - на Балтийское море и его заливы. Это позволяет полностью закрывать потребности внутреннего рынка и выходить на экспорт. Мы предполагаем, что в ближайшие годы объемы продукции, производимой в Калининградской области, вырастут за счет товарной аквакультуры.

    К слову об аквакультуре. Насколько активно она сейчас развивается в Калининградской области?

    Антон Алиханов: Могу сказать, что растет это направление довольно быстро. За последние пять лет производство товарной аквакультуры увеличилось на 35 процентов, рыбопосадочного материала - на 40 процентов. Мы с коллегами подсчитали, что за 2022 год калининградские хозяйства произвели 109 тонн товарной рыбы и 62 тонны мальков. Это в разы выше показателей 2021-го.

    Сейчас в регионе выращивают карпа, осетра, стерлядь, форель, речного угря. Последний, к слову, крайне популярен у туристов. Проект по его разведению является уникальным и единственным в России. Рассчитываем, что на прилавки магазинов рыбопромышленники смогут поставлять до 400 тон балтийского угря в год. Естественно, проект направлен не только на вылов, но и на восстановление популяции вида. Ежегодно в водоемы Калининградской области будут выпускать от 1,5 до 2,5 миллиона штук подрощенной молоди. Это поможет увеличить объемы вылова в заливах с 15 до 100 тонн в год.

    Первые 430 тысяч штук молодняка в Калининградский залив выпустили в сентябре прошлого года. В апреле 2023-го в регион дополнительно завезли еще 500 килограмм личинок угря, а 14 сентября в водоем отправили более миллиона штук подрощенной молоди. Лет через пять она пополнит промысловый запас региона. Кстати, первая партия товарного угря должна поступить в торговые сети уже в октябре. К концу года рыбоводное предприятие обещает вырастить 70 тонн этой рыбы, в 2024-м - уже 200 тонн.

    С октября в регионе начнем выращивать из икринок атлантического лосося. Первую партию рыбы стоит ждать в следующем году. Сам проект рассчитан до 2027-го. К этому времени предприятие нарастит объемы до 800-1000 тонн лосося в год. Ожидаем, что оба проекта закроют потребности как самих калининградцев, так и гостей области в красной рыбе и угре. Причем в живой и охлажденной продукции заинтересованы не только магазины, но и рестораны.

    Естественно, когда лосось и угорь будут полностью выращиваться в Калининградской области, то они станут более доступными на рынках и в торговых сетях. Производители говорят, что эта рыба будет на 40 процентов дешевле представленной в продаже сегодня.

    На Международном рыбопромышленном форуме калининградцы угощали гостей и участников своей продукцией. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

    Размер улова напрямую зависит от мощностей рыбопромыслового флота. Сколько судов сегодня работают в акватории Балтийского моря и Атлантического океана? Проводится ли модернизация флота?

    Антон Алиханов: В советские годы в порту Калининграда базировались более 300 среднетоннажных и крупнотоннажных судов, которые добывали во всех районах Мирового океана порядка 900 тысяч тонн рыбы в год. Сегодня промысел ведут 19 судов. На них пять рыбодобывающих компаний работают в Атлантическом океане и вылавливают для Калининградской области до 200 тысяч тонн рыбы каждый год. В Балтийском море работает малотоннажный флот: в акваторию регулярно выходят 50 судов, а их годовой улов составляет около 50 тысяч тонн рыбы.

    Если проанализировать эти данные, можно сказать, что в настоящий момент речь идет не столько о количестве, сколько об эффективности современных судов, оснащенных передовыми технологиями и способных вылавливать и обрабатывать гораздо больше водных биоресурсов.

    В Атлантическом океане и Балтийском море калининградские рыбаки вылавливают до 250 тысяч тонн рыбы в год

    По сути рыбопромысловой флот не модернизировали со времен Советского Союза. Полностью привести его в порядок непросто, но наши промышленники постепенно движутся в этом направлении. Так, благодаря господдержке уже обновили десять судов. На них полностью заменили двигатели, дизель-генераторы, гребные винты, установили гидролокаторы, осушительные насосы, гидравлические лебедки, вакуумные насосы. В трюмах появилась термоизоляция. Да и в целом суда модернизировали под наливные. Все же это основной способ доставки рыбы в нашем регионе. Флот становится современным и соответствующим экономическим реалиям.

    Калининградские промышленники признавались, что для доставки свежемороженой рыбы в регион не хватало рефрижераторных контейнеров. Удалось ли решить эту проблему?

    Антон Алиханов: Здесь сложности несколько в другом. Да, после введения санкций с российского рынка ушли европейские компании, и прекратили международные контейнерные перевозки. В качестве примера можно привести датскую Maersk. Швейцарская компания MSC сегодня доставляет морские контейнеры только до портов Санкт-Петербурга.

    Поэтому речь идет не о нехватке контейнеров, а о дополнительных затратах на их доставку из порта Усть-Луга Ленинградской области в Калининград. Эту проблему мы сейчас активно пытаемся решить. Региональная компания "Портовая Инфраструктура" приобрела кран грузоподъемностью 36 тонн, который в ближайшее время позволит разгружать контейнеры в Калининградском морском рыбном порту. Он, кстати, обладает необходимыми мощностями по выгрузке контейнеров, но находится под санкциями. Поэтому порт не работает с иностранными контейнерными операторами - только с российскими.

    Также обсуждается возможность захода российских рыболовных судов с районов промысла в северо-восточной части Атлантического океана для выгрузки рыбы в Калининграде. В этом случае наш регион будет надежно обеспечен сырьем для производства консервов и другой продукции, что позволит минимизировать контейнерные перевозки.

    Рыба все чаще становится для калининградцев деликатесом, ведь цены на нее растут. Можно ли их сдержать на уровне региона?

    Антон Алиханов: В настоящее время цены на местную рыбу зависят от трех основных факторов. Первый - сезонность, так как основная добыча в Балтийском море и его заливах осуществляется преимущественно весной и осенью. В этот период массового промысла вылавливается большой объем рыбы, соответственно, она стоит дешевле в местах ее реализации.

    Далее мы сталкиваемся с торговой наценкой. По закону производители, поставщики и продавцы могут самостоятельно устанавливать цены - ввиду того, что стоимость рыбы в местах продажи конечному потребителю может быть различной. Наценка торговых сетей на рыбу и рыбную продукцию в отдельных случаях может доходить до ста процентов. Третий фактор - значительное количество посредников: в торговой цепочке их, как правило, два-три. За счет этого тоже повышается цена.

    На рост стоимости океанической рыбы прямо влияют дополнительные расходы на логистику. Из-за введения санкций на международные контейнерные морские перевозки и железнодорожный транзит через "недружественные" государства предприятия рыбохозяйственного комплекса вынуждены ввозить и вывозить продукцию на паромах через Ленобласть. А это увеличение сроков доставки и рост ее стоимости.

    Калининградские хозяйства сосредоточились на выращивании осетровых, лососевых видов рыб и балтийского угря

    Чтобы рыба для калининградцев стала более доступной, необходимо сократить количество посредников таким образом, чтобы продукт попадал на прилавки торговых сетей напрямую от рыбаков. Также следует минимизировать торговые наценки - для этого рыбу нужно продавать в специальных магазинах или на сельскохозяйственных ярмарках.

    Возьмем корюшку, так любимую жителями и гостями региона. Каждую весну ее ловят в Куршском заливе. В тот момент, когда цены в торговых сетях достигают 500 рублей за килограмм, у рыбаков ее можно приобрести за 250 рублей. Напрямую свежую рыбу продают, например, рыболовецкие колхозы имени Матросова и "За Родину".

    Более двадцати миллионов консервов, изготовленных в регионе, экспортируют по всему миру. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

    Главный вопрос, который волнует всех промышленников в последнее время, - нехватка кадров. Многие вузы и колледжи региона готовят специалистов по "заказу" предприятий и организаций. Рыболовецкая отрасль смогла справиться с кадровым дефицитом?

    Антон Алиханов: Поскольку отрасль активно развивается, она, естественно, нуждается в хорошо подготовленных и квалифицированных кадрах. В этом нас сильно выручил федеральный проект "Профессионалитет". По нему в Калининградской области открыли рыбопромышленный кластер. Он базируется на территории морского рыбопромышленного колледжа, входящего в состав Калининградского государственного технического университета.

    Семь компаний региона стали участниками проекта и включились в образовательную деятельность. Главная особенность кластера в том, что он включает в себя весь производственный цикл, как на настоящем предприятии.

    Студенты на практике изучают, как происходит добыча рыбы, ее глубокая переработка, каким образом воспроизводят биологические ресурсы. Узнают об особенностях информационного, экономического и логистического обеспечения рыбохозяйственной деятельности. На выходе мы должны получить специалистов, которых не нужно заново всему учить на производстве - они сразу готовы к работе. В этом большой плюс совместной работы образовательного учреждения и промышленников.

    К концу 2025 года регион получит около полутора тысяч специалистов среднего звена в сфере рыболовства, аквакультуры и смежных отраслей.

    Важный вопрос

    А на новые суда регион может рассчитывать? Ведь бесконечно модернизировать и ремонтировать старые невозможно.

    Антон Алиханов: Конечно. Сейчас идет строительство двух новых промысловых судов, которые будут ловить рыбу в акватории Балтийского моря и отдаленных районах Мирового океана. В прошлом году мы спустили на воду малый сейнер-траулер "Всеслав". Это первый за долгие годы опыт проектирования и строительства промыслового судна в регионе.

    Сейчас строится еще одно судно такого же класса, которое позволит рыбакам круглый год ловить мелкосельдевые виды рыб на Балтике. Оно, конечно, будет значительно отличаться от своих предшественников. Многие процессы там автоматизированы, что снижает долю ручного труда. За месяц экипаж сможет добывать до одной тысячи тонн водных биоресурсов.

    В этом году впервые за 30 лет калининградская компания "Атлантрыб-флот" спустила на воду кормовой морозильный траулер-процессор "Дмитрий Кожарский". Построили его по государственной программе инвестиционных квот. Специализация судна - ловля донных видов рыб в Баренцевом и Норвежском морях. В будущем планируется построить еще два таких траулера.

    На месте мы не стоим. Конечно, ситуацию подпортили санкции, поскольку возникли трудности с поставкой строительных материалов и оборудования, необходимых для модернизации промыслового флота. Однако наши компании не сдались и нашли варианты импортозамещения. Сегодня многие комплектующие закупаются в других регионах России или дружественных странах, включая Китай.

    Кстати

    По словам губернатора, рыбная логистика изменилась не с точки зрения экспорта, а в плане завоза продукции в Калининградскую область. До введения санкций доставка осуществлялась по железной дороге и в морских контейнерах на паромах международными рейсами. Сегодня ситуация изменилась. Водные ресурсы, выловленные в Атлантическом океане и предназначенные для России, сначала доставляют на транспортных судах в порты Ленинградской области, а уже оттуда отправляют на паромах в Калининградскую область. Транспортные расходы увеличились, что негативно отразилось на ценах на рыбу в магазинах.

    Справка "РГ"

    Сегодня рыбную продукцию, изготовленную в Калининградской области, поставляют в другие регионы России, а также экспортируют в Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Молдавию, Таджикистан, Туркменистан, Грузию, Монголию и Тайвань.

    Объемы экспорта за 2022 и 2023 годы составили 119 тысяч тонн рыбной продукции, включая 24 миллиона тонн консервных банок. Часть рыбы из Атлантического океана калининградские рыбаки поставляют на Африканский континент - в Гану, Нигерию, Камерун, Марокко и Мавританию. Речь идет в первую очередь о путассу, сельди, сардине, сардинелле, ставриде и скумбрии. В 2022 году в этом направлении было экспортировано примерно 47 тысяч тонн рыбы.

    Поделиться