О том, что происходит обычно дальше, в Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей могут рассказать самые разные печальные истории.
Так, житель столицы Кубани Сергей Васильев (фамилия изменена. - Ред.) обратил внимание на объявление, написанное как бы от руки на бумаге в клеточку и начинающееся словами "Уважаемые соседи". В общем, ваш "сосед" ремонтирует компьютеры и ноутбуки, настраивает интернет, роутеры, телевизоры, удаляет любые вирусы, без проблем соберет и настроит ПК и ноутбук для школы. Еще и с гарантией. И ждать долго не придется: "Живу рядом, приеду быстро", плюс номер мобильника.
Он явился по первому звонку: требовалось починить ноутбук. Назвал стоимость услуги (заметим, немалую) и покупки запчастей. Клиент перечислил деньги на банковскую карту по номеру телефона, продиктованному исполнителем. Когда же хозяин включил ноутбук после ухода мастера, оказалось, что к прежним неполадкам добавились новые. Однако по телефону из объявления уже никто не отвечал.
Оставался еще номер, по которому были переведены деньги на банковскую карту. Как потом выяснилось, карта и телефон принадлежат брату проходимца, ИП которого зарегистрировано... в Ханты-Мансийском автономном округе.
Потерпевший обращался за помощью в самые разные инстанции: налоговую и полицию, прокуратуру и Роспотребнадзор. Везде посоветовали идти в суд. Так ведь в жалобах и сказано о том, что у потерпевшего нет данных ответчика, необходимых для обращения в суд. Кому предъявлять иск?
Налоговики делиться информацией не стали: мол, коммерческая тайна. Правда, проинформировали, что приглашали предпринимателя на беседу, но тот не пришел. В общем, на нет и суда нет?
И все-таки будет суд, и, возможно, не один. Но обо всем по порядку. Сергей обратился в краевую ассоциацию по защите прав потребителей. Там сумели установить искомый адрес и дали квалифицированную консультацию. Предстоит получить заключение эксперта о качестве указанной услуги по ремонту ноутбука. Следующий шаг: ассоциация, действуя в интересах потребителя, обратится в суд с иском к индивидуальному предпринимателю, на чей счет поступили деньги за выполненную с существенными недостатками услугу. Возможно, Фемида также и даст должную оценку схеме действий, позволяющей исполнителям прятаться от ответственности при явных признаках мошенничества. Жаль, что это происходило при вольном или невольном бездействии самых разных органов.
С их позицией Васильев мириться тоже не стал и обратился в суд с иском к налоговой инспекции, прокуратуре и Роспотребнадзору о бездействии в защите его интересов как гражданина страны. Очень редкий случай, ведь мало кто из нас готов защищать свои права в повседневной жизни, предпочитая не связываться с различного рода ловкачами, нарушителями правил торговли и т. п.
- Мириться с нарушениями в сфере потребления товаров и услуг категорически нельзя, - уверена президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любовь Бахметова. - Это ущемляет не только интересы конкретного потребителя, но и общества в целом. Тенденция к росту количества нарушений, к сожалению, есть. Только в первом полугодии наши сотрудники рассмотрели более 600 обращений потребителей. Мы помогли заявителям защитить почти 16 миллионов рублей. Вот на какую сумму ими было приобретено товаров и услуг ненадлежащего качества. А сколько людей оставили нарушения без последствий?! Общие действия наиболее эффективны, когда потребитель проявляет активную бескомпромиссную позицию в защите своих прав.
Специалист ассоциации Арамбий Хатит говорит, что в последнее время ситуации с признаками мошенничества особенно участились на рынке бытовых услуг. Появилось даже особое наименование - мастера-домушники. Они и правда мало чем отличаются от квартирных воров. Хоть и проникают в дом не тайно, а открыто, однако опустошить ваш кошелек могут не менее ощутимо.
Особо "лакомые" предложения - изготовление и установка мебели, дверей, укладка плитки, кафеля. Стоимость работ бывает немалая: от 200-300 тысяч рублей и выше. Многие хватаются за выгодные заказы, не соизмеряя их цену со своими возможностями. В результате - десятки услуг, исполненных с существенными недостатками.
В судебном производстве сейчас находится целый ряд дел, в которых интересы потребителей представляют Краснодарская ассоциация, а также ее коллективные члены и представительства.
Так, недавно "Общество защиты прав потребителей Славянского района" помогло местной жительнице взыскать по суду почти 265 тысяч рублей, полученных индивидуальным предпринимателем по неисполненному договору об изготовлении кухонного гарнитура и о встраивании бытовой техники. Кроме того, его обязали выплатить неустойку в размере более 193 тысяч рублей за нарушение сроков исполнения обязательств по договору. А также свыше 114 тысяч рублей штрафа и суммы поменьше в качестве денежной компенсации морального вреда и понесенных истицей убытков.
В похожей ситуации оказалась и жительница Краснодара, заплатившая за ремонт 220 тысяч рублей и живущая теперь с двумя детьми в квартире с аварийной кухней. Настенные и другие шкафы должным образом не закреплены, а мастер исчез. И трогать ничего нельзя - до проведения судебной экспертизы.
Утешает в этой ситуации только одно: у этого дела есть судебная перспектива. Так бывает далеко не всегда - и, к сожалению, по вине самого потребителя.
О том, как не допустить подобных ошибок, рассказывает президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любовь Бахметова:
- Договариваясь об услуге, непременно выясните необходимые сведения об исполнителе, его юридический адрес. И не поленитесь проверить, кто отвечает по указанному телефону и значится ли по указанному юридическому адресу фирма-партнер.
Не оплачивайте услугу полностью до завершения работ. Убедитесь, что отремонтированное оборудование функционирует качественно. Если вам говорят, что, например, морозильную камеру можно включить лишь через какое-то время, чтобы фреон не пострадал, имейте в виду: тогда пострадать может ваш бюджет. Уже не раз бывало, что морозильник после ремонта не холодит, а мастера уже след простыл.
Знакомство с мастером начинайте с его документов, с регистрации места жительства. Честного исполнителя это не обидит. Он знает: статья 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязывает предоставить потребителю эту информацию. Вы должны знать, кого пустили в дом: кто он? от какой организации? есть ли у него письменный наряд с печатью организации на выполнение заказанного вида работ? Индивидуальный предприниматель обязан проинформировать о месте регистрации в качестве налогоплательщика, представив ИНН.
Люди у нас доверчивые, однако не должны отказываться от получения кассовых чеков при покупках, от билетов в пассажирском транспорте. Иначе потом трудно отстоять свои права на компенсацию.
Вот недавний случай: водитель маршрутного автобуса совершил резкий маневр. Упавшая пассажирка получила серьезную травму. Лечение потребовало серьезных расходов. Весомое доказательство для суда - билет на поездку. Но его-то пострадавшая и не получила. Правда, скорую она вызвала, еще находясь в автобусе. Этот зафиксированный факт помог добиться компенсации в размере 40 тысяч рублей.
Ну и самое главное: не позволяйте нарушать свои права, отстаивайте их. Этот путь бывает и трудным, и долгим. К тому же мораторий на проведение проверок государственными органами некоторые представители сферы бизнеса расценили как вседозволенность. И напрасно! Закон на стороне потребителей.