Когда-то вместо торфяника плескалось Карасье озеро, достаточно глубокое, чтобы ловить рыбу и ходить на лодках. Еще в начале XIX века тут стояла вода, но уже к концу столетия местность стала заболачиваться. Первые археологические исследования проводили члены Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) Онисим Клер и его ученик - самородок из народа Николай Рыжников. Кроме того, именно с этих раскопок началось увлечение археологией нашего знаменитого земляка Дмитрия Мамина-Сибиряка. Помимо ученых, здешние места привлекали всякого рода любителей. Их интерес подогревала легенда, что на Сибирском тракте грабили путников, а клады зарывали на Разбойничьем острове.
В XX веке территорию последний раз изучали в 1949-м по заданию горисполкома, собранную коллекцию передали в Уральский госуниверситет. Тем не менее не все секреты древних уральцев разгаданы: когда уже в наше время участок отмежевали под застройку кампуса, оказалось, он пересекается с археологической зоной "Поселение Карасье озеро X". Первая очередь студгородка, куда попали общежития, спортивные и общественные объекты, "пятно древности" благополучно огибает, но все равно в 2020-м провели спасательные работы по маршруту водоотводного канала и будущей автодороги. Найденные артефакты тогда показывать публике не стали, но уже было понятно: вторая очередь кампуса без полноценных археологических поисков не обойдется. В 2023-м полевые работы развернулись с мая по сентябрь, по словам историков, это невиданная скорость.
На площадке трудилось до 150 ученых и студентов. Количество обнаруженных предметов труда и быта поражает: более 12 тысяч артефактов эпохи мезолита, неолита, энеолита, бронзового века, раннего железного века, Средневековья, Нового и Новейшего времени! В том числе тысяча образцов в 1,5-метровом торфяном слое - колья и рейки, почти целое весло, ковши, две палки-копалки, поплавки из сосновой коры и костяной наконечник копья. Благодаря сапропелю, многовековым донным отложениям пресноводного водоема, изделия из дерева и кости прекрасно сохранились, тогда как обычно через 100 лет они начинают разрушаться.
На берегу нашли древний металлургический комплекс, где наши предки плавили железо, и несколько участков для изготовления и обработки каменных изделий: топоров, тесел и т. п. Правда, без подсказки понять, где тут прародитель доменной печи, сложно, на крупных и мелких валунах скорее слой шлака, под которым видны прокал и пятна сажи. Но ученые уверены: это следы термического воздействия, отходы черной металлургии. Кроме того, они обнаружили двустороннюю абразивную плиту со скоплением отщепов (отколовшихся кусочков), чешуек, пластин - приметы каменных технологий. Определить время создания производственного комплекса помогли керамические черепки поблизости, судя по ним, VI-III тысячелетие до н. э.
Археологи подняли на поверхность и остатки двух странных конструкций. Они находились в 1,5-4,5 метра от берега: много-много деревянных реек переплетены тонкими (до полусантиметра) прутиками и укреплены вертикально вбитыми кольями из березы и сосны. На уральских торфяниках уже не раз находили такие сооружения, которые ученые с осторожностью интерпретировали как древние рыболовные морды (снасти-ловушки), однако в таком полном варианте их видят впервые.
Среди находок - древнее погребение человека в овальной яме 0,6 на 0,3 метра, сохранилась только нижняя часть скелета и ребра, по ним постараются определить возраст. А вот костей млекопитающих и рыб вокруг Карасьего озера предостаточно.
- Общая площадь раскопок превысила восемь тысяч квадратных метров. За последние годы они самые крупные в Свердловской области, - говорит Сергей Чаиркин, старший научный сотрудник группы охранных археологических исследований Института истории и археологии УрО РАН.
Прошу его показать наиболее уникальные вещи. Ученый не медлит ни секунды: "Два утюжка, встречаются крайне редко от Ирана до Ямала". Утюжок совсем не похож на современный утюг, это камень с поперечной бороздой. Изделие загадочное, историки до сих пор не сошлись во мнении, какие у него функции. Кто-то считает его сакральным предметом, кто-то - выпрямителем древка стрелы. Еще сразу бросаются в глаза бронзовый топорик и орнаментир, гребенчатый штамп из раковины. По словам Чаиркина, деревянные ковшики тоже нечасто встречаются при раскопках, но самые-самые древности не так привлекательны - это микропластинки толщиной 1,5 миллиметра и три-четыре в длину.
- Вероятно, Карасье озеро начали заселять в эпоху мезолита. То есть оно возникло, едва вымерли мамонты. Но это не очень удобный для ПМЖ участок берега: высокий вал, копать трудно. Поэтому сюда приходили мужчины на время - занимались охотой, рыбалкой, плавкой металла. Тут же готовили на костре. Кстати, по нагару на керамике мы можем определить, чем они питались, - объясняет археолог.
Как подчеркнул заместитель генерального директора компании "Синара-Девелопмент" Данил Значков, площадь археологического памятника "Поселение Карасье озеро X" исследована полностью. Он исключен из перечня выявленных объектов археологического наследия Свердловской области. После описания коллекцию выставят в Музее истории Екатеринбурга, в разделе первобытной археологии.
- Формально это обременение для стройки, но мы с партнерами скоординировали работу так, чтобы не мешать друг другу, помогали им ресурсами, техникой при вывозе отработанного грунта, что ускорило полевые работы. Стоимость исследования вошла в общую смету второй очереди кампуса. Думаю, студентам УрФУ и СУНЦа будет интересно узнать историю места, где им предстоит жить и учиться, - добавляет Значков.