Марат Иманкулов, секретарь Совета безопасности КР:
- Если конфликт на Украине будет набирать обороты, все это может перейти уже не в гибридную, а самую настоящую Третью мировую войну, чего сознательные силы, конечно же, избегают. Но есть и другой блок, который как раз-таки заинтересован в эскалации конфликта и его территориальном расширении. И свою негативную роль в этом может сыграть Афганистан (ИРА), и речь сейчас идет не о "Талибане", который там пришел к власти в 2021 году.
Нас беспокоит, во-первых, то, что на территории ИРА бесконтрольно находятся экстремистские и террористические группировки. Более того, в последнее время они активно перемещаются с юга этого государства на север - в непосредственной близости с нашим регионом. Какие цели они сейчас ставят перед собой, кто может ими воспользоваться для силовых провокаций и когда?
Вторая опасность, которая может исходить из Афганистана, - гуманитарная катастрофа из-за засухи. Два года назад жители этой страны уже находились на грани голода. Речь шла о примерно 24 миллионах человек. Если не решить проблему с их обеспечением продовольствием и водой, мы можем получить массовую миграцию. Никакие границы не остановят массу нуждающихся людей. И эту ситуацию глобальные игроки также могут использовать в своих интересах.
В одиночку ни Кыргызстан, ни любая другая страна региона с подобными угрозами не справится. Действовать нужно вместе, слаженно, в том числе в рамках таких организаций, как ОДКБ, где ключевую роль играет Россия.
Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба (РФ):
- Не менее серьезная угроза, по-прежнему исходящая из Афганистана, - наркотрафик. И он угрожает безопасности не только той или иной страны Центрально-Азиатского региона, но и России. В этом контексте давно назрел вопрос о создании по линии ОДКБ наряду с коллективными силами оперативного реагирования коллективных же сил пограничной охраны. Их подразделения могли бы базироваться на маршрутах контрабанды наркотиков. Такой опыт уже был в советское время. И опыт, между прочим, успешный.
Аликбек Джекшенкулов, экс-министр МИД КР:
- К факторам, влияющим на ситуацию в Центральной Азии, я бы отнес состояние российско-китайских отношений. Сейчас на фоне борьбы за многополярный мир ось Москва - Пекин укрепляется, и это вопрос будущего, перспективы укрепления нашей безопасности.
Еще один момент - состояние двусторонних отношений между странами Центральной Азии. Они также играют огромное значение в вопросе региональной безопасности. А еще мы, эксперты, должны реально оценить цели и задачи США и ЕС в нашем регионе. Это касается и мягкой силы этих игроков, и военной политики.
На этом фоне нам просто необходимо реальное, а не декларированное укрепление союзнических отношений с Россией. И, помимо этого, нам нужно расширять сотрудничество в рамках ОДКБ, ШОС и Евразийского союза. Сейчас на эти институты идет определенное наступление со стороны внешних игроков, да и изнутри пытаются ослабить наши стратегические связи. Пример тому - путь, по которому пошла Армения. И наши российские партнеры в свете всего этого также должны корректировать свою политику. Ну а нам следует не поддаваться провокационным заявлениям и действиям со стороны больших внешних игроков. Для нашей республики я скажу три слова, полностью определяющие интересы национальной безопасности: прагматичность, надежность и предсказуемость политики.
Токтогул Какчекеев, директор Ассоциации политологов Кыргызстана:
- В странах Центральной Азии активно создаются прозападные неправительственные организации, поддерживающие националистические движения. В медиа-пространстве пытаются обелить борцов с советской властью, лидеров и участников басмаческого движения, ярых националистических политиков, прислуживавших гитлеровской Германии в Туркестанском регионе. Все это делается лишь с одной целью - настроить молодежь против России, чтобы она оказывала давление на власть, требовала разрыва союзных отношений с Россией.
Западные страны, как известно, выделяют на эти цели громадные деньги. Суммы исчисляются десятками миллионов долларов. Средства вкладываются в различные проекты и сеть медиа-организаций. Все это является составной частью гибридной войны на современном этапе. Под вывеской борьбы с наследием "советского колониализма" переписывается, искажается история наших народов.
В этой гибридной войне психологическое воздействие на население является мощным оружием против верных и надежных союзников России. Если не принимать превентивных законных мер, стабильности и безопасности в странах нашего регионе будет нанесен непоправимый урон.