Социальная кампания объединяет усилия государства, бизнеса и общественных организаций для размещения наружной социальной рекламы, а также для информирования продавцов и совершеннолетних покупателей в местах торговли сигаретами и электронными системами доставки никотина о недопустимости продажи таких товаров несовершеннолетним.
Участники кампании "Спасибо за отказ!" также обеспечивают общественный контроль за выполнением продавцами требований закона, запрещающего продажу табачной и никотинсодержащей продукции покупателям, не достигшим совершеннолетия.
"Запрет на продажу никотинсодержащей продукции несовершеннолетним действует уже фактически три года, а запрет на продажу сигарет - почти двадцать лет, но такие продукты все еще доступны для подростков, - констатирует Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения. - И мы понимаем, что в решении этой проблемы важна совместная работа государственных органов, ответственных производителей, продавцов и различных общественных организаций. Мы должны добиться строгого соблюдения запрета на продажу табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним".
Артем Кирьянов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, комментируя старт московского этапа кампании, отмечает, что кроме мер общественного контроля, важно слышать потребности общества и бизнеса и продолжать развивать законодательство. В частности, обновить и разделить понятия "реклама" и "информирование" в Федеральном законе "О рекламе", что, по его мнению, будет полезно для добросовестных игроков рынка, контрольно-надзорных органов и совершеннолетних потребителей.
По данным исследования, проведенного холдингом "Ромир" в Москве, проблема подросткового курения имеет социальный характер. Всего в городе потребителями табачной и никотинсодержащей продукции являются 32,8% подростков в возрасте от 11 до 17 лет. 71% из них не получает отказа в случае попыток совершения самостоятельных покупок в мелких розничных магазинах. А в случае отказа подростки периодически обращаются к знакомым или незнакомым взрослым для помощи в совершении покупки. Таким образом, халатное отношение и равнодушие взрослых чаще всего становятся причиной потребления вредной продукции несовершеннолетними.
Такие нарушения, как правило, характерны для нелегальных точек торговли, которые конкурируют с легальным малым бизнесом, часто становясь для последнего "триггером репрессий", отмечает Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли. Поэтому для бизнеса важно самостоятельно управлять процессом адаптации к вступившим в силу регуляторным нормам. Такая работа уже ведется, подчеркнул Владлен Максимов. Он также отметил важность деятельности Совета по выстраиванию совместной работы государства, бизнеса и организаций общественного сектора в этом направлении.
Комментируя шаги, которые предпринимает ответственный бизнес для реализации вступивших в силу мер регулирования, Владимир Мишеловин, независимый член правления Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) констатирует, что уже более тысячи торговых точек членов этого Союза разместили материалы стартовавшей московской компании, а еще более пяти тысяч разместят материалы в ближайшее время.
"Проблему доступа несовершеннолетних к никотинсодержащей и табачной продукции действительно возможно решить только общими усилиями, мы со своей стороны уже вовлекли в эту работу значительное количество торговых представителей из нескольких тысяч точек продаж", - подытожил Владимир Мишеловин.