Что нового ждет белорусских и российских туристов, путешествующих за рулем

Большинство автотуристов путешествуют семьями, и вопрос качества придорожной инфраструктуры для них не праздный.
Большинство автотуристов путешествуют семьями, и вопрос качества придорожной инфраструктуры для них не праздный. / Сергей Михеев
Число автотуристов в России, по сведениям Российского союза туриндустрии (РСТ), достигает 42 миллионов человек. Велик потенциал автотуризма и в Беларуси. В обеих странах вопросы развития этого сегмента туротрасли вышли на государственный уровень. Автотуристам нужны в первую очередь комфорт и безопасность. Что сегодня ждет их на трассах в Беларуси и России, выясняли наши корреспонденты.
Как в России

В прошлом году в России 22 миллиона туристов путешествовали на своих автомобилях, останавливаясь по пути в гостиницах и мотелях. Для многих неприятным открытием стало низкое качество придорожной инфраструктуры, а зачастую даже полное ее отсутствие.

Речь идет о качестве дорог, наличии мотелей, автостоянок, а также развитии системы навигации. Автотурист должен знать, через какое расстояние будет АЗС, кафе, пункт технического обслуживания и шиномонтажа, придорожный отель, место для отдыха с чистыми туалетами... А ведь среди автотуристов есть и те, кто передвигается с прицепами и автодомами. По данным комиссии РСТ по кемпингам, глэмпингам и некапитальным объектам размещения, число караванеров в России выросло за последние годы с 200 до 30 тысяч человек.

Еще одна многочисленная категория автотуристов - путешествующие группами на автобусах. Они тоже вправе рассчитывать на комфортную поездку. В мае 2023 года президент России Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма. В поручении речь шла о пилотных проектах на двух участках федеральных трасс - "Россия" (Москва - Санкт-Петербург) и "Восток" (Москва - Казань). Они самые востребованные, число автотуристов на этих направлениях постоянно растет. В Санкт-Петербурге, например, число гостей на автотранспорте в 2022 году выросло с 2,2 до 3,6 миллиона человек. Что касается трассы до Казани, то в 2022 году этот город посетили 3,7 миллиона человек, этот показатель на 12% больше, чем годом ранее.

Кто же он, российский турист, путешествующий за рулем авто или на мотоцикле?

По данным Аналитического центра НАФИ, это мужчина от 18 до 44 лет с доходом средним и выше среднего. Чаще всего такие туристы совершают поездки всей семьей или с друзьями (96%), берут с собой детей (63%). Каждый второй путешественник совершал поездки в группе с другими туристами на нескольких автомобилях. Большинство опрошенных (81%) предпочитают ездить по маршрутам, которые хорошо знают. Но 68% заявили, что готовы осваивать и новые маршруты.

Цели путешествий самые разные. Большинство (76%) едут ради отдыха на природе, однако экскурсионно-познавательные поездки (75%) и гастрономические туры (74%) тоже никто не отменял. Каждый второй путешественник ездит по стране, чтобы посетить мероприятия и праздничные события (52%), а 29% участвуют в экстремальных турах по труднопроходимым дорогам.

"Нужно учитывать интересы любых путешественников. Это касается и мототуристов, которых, между прочим, 2 миллиона 300 тысяч человек. Это касается и лиц с инвалидностью - у нас 1,3 миллиона таких водителей. Автодомов в России зарегистрировано около 20 тысяч штук. Путешествие в собственном автодоме тоже набирает популярность", - уверен Сергей Лобарев, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга.

В России набирает популярность путешествие в собственном автодоме, но пока их зарегистрировано лишь 20 тысяч штук, что очень мало

Одной из проблем автотуризма является не только недостаточный придорожный сервис и малое количество мест для комфортной стоянки, но и отсутствие сертификации придорожных кемпингов, считает Сергей Лобарев. Туристам нужны безопасность и качество обслуживания. Экстрим должен уйти в историю.

Ассоциация автомототуризма предложила классифицировать маршруты, присваивать звезды кемпингам по аналогии с отелями. "Часто кто-то ставит своему кемпингу оценку пять звезд, но при этом туалет - на улице, а емкостей для слива грязной и использованной "серой" воды - вообще нет. Автотурист должен знать предсказуемые объекты придорожного сервиса, в том числе кемпинги, потому что это безопасность и уверенность в поездке, - говорит Сергей Лобарев. - Если будет качество и безопасность в местах остановок, то люди с удовольствием поедут по стране".

Как в Беларуси
Развитие автотуризма предполагает, что будут учтены интересы любых путешественников. Фото: Сергей Михеев

Популярность автопутешествий по своей стране вышла в Беларуси на новый виток после прохождения пика пандемии коронавируса. А путешествовать есть кому: в 2022-м на 1000 жителей в Беларуси приходилось 323 легковых автомобиля. А у заядлых туристов автомобили "укомплектованы" еще и своей "дачей на колесах".

Путешествовать по Беларуси безопасно. Автомобили здесь угоняют нечасто. По данным МВД, в 2022 году в стране таким посягательствам подверглись лишь 689 машин, причем 678 из них были обнаружены правоохранительными органами. Чаще всего преступники обращали внимание на "Фольксвагены" и "Лады". К слову, в пиковые для автопутешествия летние месяцы сотрудники ГАИ в профилактических целях активно патрулируют территории вблизи мест массового отдыха.

Для автотуристов специалисты отрасли за последние пару лет разработали массу маршрутов, существенно отличающихся от того, что предлагают путешественникам в составе организованных групп на автобусах. К примеру, в ходе двухдневного тура "Легенды и были Озерного края" предлагается преодолеть расстояние 680 км и посетить 11 населенных пунктов, где гостей ждут памятники архитектуры, религиозные святыни и другие интересные объекты, остановка на ночлег - на берегу самого крупного в стране озера Нарочь. Разработчики таких маршрутов учитывают наличие на пути не только достопримечательностей, но и живописных пейзажей, а также локаций с активными развлечениями. Буклеты с предлагаемыми вариантами путешествий автотуристам готовы предложить во всех региональных туристических информационных центрах, координаты которых есть на портале Национального агентства по туризму. Там же размещен календарь фестивалей, праздников и других мероприятий, рекомендованных к посещению путешественниками. Спрос автотуристов на качественные дороги находит понимание в Министерстве транспорта и коммуникаций. Здесь планируют к концу 2024-го привести в надлежащее состояние всю республиканскую сеть дорог, а к концу пятилетки - и местную. В 2023-м активные работы проводятся на участках от Минска в сторону древнего Полоцка. Кроме того, начат капремонт трассы от Полоцка до границы с Россией, его планируется завершить в следующем году. Продолжается строительство точек придорожного сервиса с объектами санитарной инфраструктуры. Что касается ориентирования водителей на местности, то путь к местам притяжения внимания путешественников в Беларуси традиционно обозначается знаками "Достопримечательность" на синем и коричневом фоне с указанием направления и расстояния до объекта.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться